Михалков порывает с "Искусством"

Даниилу Дондурею предписано собирать пожитки редакции "Искусство кино"

Противостояние руководства Союза кинематографистов и редакции журнала "Искусство кино" подошло к концу. Редакции через месяц придется покинуть помещение, построенное специально для нее в начале 1960-х.

История изгнания журнала "Искусство кино" началась в конце мая, - когда в редакцию журнала пришло письмо, подписанное главой СК Никитой Михалковым. В письме содержалось требование покинуть помещение на московской улице Усиевича через двое суток. Так затяжной конфликт между Михалковым и главным редактором журнала "Искусство кино" Даниилом Дондуреем перешел в плоскость хозяйственно-экономических отношений.

За истекший месяц Даниил Дондурей попытался наладить переговорный процесс с руководством Союза – учредителя журнала "Искусство кино". Собственно говоря, роль СК в жизни журнала в последнее время и ограничивалась именно предоставлением помещения для редакции. Не бесплатно, хотя и по льготным расценкам. Однако сейчас, по словам Даниила Дондурея, стало ясно: аренда продлена не будет. Из здания, выделенного "Искусству кино" решением ЦК КПСС в 1963-м году, редакции придется уезжать к концу июля:

- Вчера к нам пришел исполнительный директор СК Валерий Тонких, недавно назначенный Никитой Сергеевичем Михалковым, и сообщил нам, как он выразился, "пренеприятнейшее известие". Секретариат СК решил разорвать все отношения с журналом - и, следовательно, мы должны покинуть помещение. Сам господин Тонких проявил невероятное доброжелательство, иначе я это расценить не могу, и благодарю его за это. Если в письме от Михалкова шла речь о сорока восьми часах, то здесь нам предоставили целый месяц до 30 июля - для того, чтобы мы уехали из помещения, в котором находились 45 с половиной лет. Помещение, которое было построено специально для нас. Жилищный кооператив, в здании которого мы находимся, в начале 60-х получил разрешение на строительство только потому, что на первом этаже разместились помещения общественных организаций.

- Мотив СК?
Получается, что все 5000 членов Союза кинематографистов решили не участвовать в издании журнала, не помогать нам

- Экономические отношения, "Союз в плохой форме". Но два обстоятельства говорят, что это совсем не так. Первое: руководители исполнительной дирекции встретились с субарендаторами и предложили им остаться еще на год - на тех же экономических условиях. Второе: в ответ на мое предложение пообсуждать экономические условия нашего дальнейшего пребывания - с моей стороны была шутка: "а, может, мы нашли богатого дяденьку, который будет платить за нас в несколько раз больше", - было сказано: никакие экономические, содержательные условия с нами обсуждать не уполномочены.

- Субарендаторы - это...


- ...те, которых давно нашли мы. Журнал, как известно, платит Союзу 10 000 долларов в месяц. Хотя помещение - вклад СК в существование ежемесячного аналитического журнала, в качестве учредителей. Ни в одном виде искусства в России такого рода ежемесячного журнала нет: квартальные - есть, а каждый месяц в течение многих десятилетий никто, кроме нас, не выходит. Казалось бы, родители могут гордиться такими детьми. Но родители даже не захотели обсудить с детьми вопрос, сколько детям платить за комнатку, арендованную в родительской квартире.

- Итак, развод? Полный и окончательный?

- Я так понял. Меня даже не пригласили на секретариат СК - хотя с 1992 года я был секретарем СК всех созывов, вплоть до 30 марта 2009 года (в конце марта в московском Гостином дворе состоялся Чрезвычайный съезд СК, проведенный Никитой Михалковым. - РС.). Хочу также заметить, что СК - общественная организация. Не корпорация, не ЗАО, не частная компания. В Союзе - 5000 членов, равных друг другу. Получается, что все 5000 членов Союза кинематографистов решили не участвовать в издании журнала, не помогать нам. Видимо, СК - в качестве следующего шага - выйдет из состава учредителей журнала "Искусство кино"; вчера этого еще не произошло...

Единственный вклад Союза кинематографистов в журнал - это помещение. В 1995 году, когда шла война между Союзом кинематографистов и Киноцентром, я сделал все, чтобы помещение журнала было вписано в ордер СК, а не в свой собственный, отдельный ордер. Я всячески способствовал в поисках предварительных бумаг, в разного рода интригах против Киноцентра. В конце концов, дети должны помогать родителям.

- Возможен ли вариант: вас изгоняют, а журнал издается с другой командой и в полном согласии с руководством СК?

- Возможно все. Лично я сделаю все, чтобы продолжать издание журнала с нашей командой и нашими идеями. Если все годы Высшая аттестационная комиссия считает публикации в нашем журнале годными для присуждения кандидатских и докторских степеней по всем искусствоведческим дисциплинам; если Библиотека Конгресса расписывает каждый наш номер для всего русскоязычного мира; если на нас подписаны сотни университетов, начиная с Гарвардского... Но пока что ни одного звонка с соболезнованиями от руководителей культуры, политиков я не получал.

- А от членов Союза кинематографистов?


- Кроме киноведов, в большинстве своем поддерживающих журнал открыто, все остальные - только частными соболезнованиями. Личными, с оглядкой по сторонам. Либо боятся, либо полагают, что каждый в нарождающейся системе СК устроится сам. Хотя мне было приятно, что один очень знаменитый актер предложил нам свою старую квартиру - для того, чтобы в ней разместилась редакция. Я был тронут до слез. Такого чувства солидарности я не испытывал, пожалуй, с 1986 года.

- Помещение, таким образом, есть - и это, наверное, главное?

- Ну, помещение мы найдем. Я также благодарен поддержке телеканалов - для них наш журнал очень репутационен, мы рецензируем их основные проекты. Но они не снимают кино, они не пишут историю российского кино – а мы занимаемся именно этим.

- Почему же? На Первом - Бекмамбетов и Федор Бондарчук, на "России" - Валерий Тодоровский. "Дозоры", "Обитаемый остров", "Стиляги" и многое другое - все это кинопроекты телеканалов.

- Могу сказать, что вы поставили интересный вопрос. Во всяком случае, перечисленные каналы нас не поддерживают.

- То есть, и вправду надо искать богатого дяденьку, уже не в виде шутки?

- Не дяденьку. А объединение - и какие-то действия - тех, кто понимает, что завтра постучатся к ним. Есть формы локальной поддержки: кто-то даст рекламу, кто-то - небольшие деньги, чтобы мы сняли помещение и могли спокойно продолжать работу. На сам же журнал на этот год деньги у нас есть.

- Таким образом, "Искусство кино" до конца года будет выходить?

- Безусловно. Если не будет каких-либо форс-мажорных обстоятельств.