Умереть понарошку

Долги "Седьмого континента" существенно меньше объема выручки за прошлый год

Один из лидеров российской розничной торговли – "Седьмой континент" – объявил так называемый "технический" дефолт по некоторым своим облигациям. Эксперты отмечают, что в целом корпоративных дефолтов в России стало меньше, чем было осенью прошлого года. Однако все больше таких дефолтов заканчивается банкротством компаний.

Дефолт "технический" предполагает некий период, в течение которого компания, испытывающая финансовые трудности, имеет возможность как-то договориться со своими кредиторами о дальнейшем обслуживании долговых обязательств перед ними.

Аналитик МДМ-Банка Михаил Галкин объясняет:

- Когда мы говорим о "техническом" дефолте, это, по сути, либо кратковременная просрочка платежа, либо несоблюдение какого-то иного условия договора. Заемщик пока не считается неплатежеспособным и может совершить платеж в течение определенного срока. По российскому законодательству, это семь дней для процентных платежей и 30 дней – для платежей по основной сумме долга.

- Если в течение этих сроков компании не удастся договориться с кредиторами, дефолт из "технического" может превратиться в реальный. Сколько корпоративных дефолтов было отмечено на российском долговом рынке в целом за последние месяцы? И многие ли из них становились реальными?
Многие инвесторы и до сих пор не получили никаких денег от эмитентов и либо поняли, что перспективы безнадежны, либо просто не имеют контактов с должниками

- За последний год таких насчитывается уже более 50. Случаев, которые ограничились "техническими" дефолтами, немного. В основном они завершались болезненной реструктуризацией должников или судебными разбирательствами. Многие инвесторы до сих пор не получили никаких денег от эмитентов и либо поняли, что перспективы безнадежны, либо просто не имеют контактов с должниками.

- Когда осенью прошлого года в России начались корпоративные дефолты, их объявляли в основном компании, расширявшие до этого свой бизнес за счет активного привлечения банковских кредитов или продаж на рынке собственных облигаций. Прежде всего это компании розничной торговли, а также девелоперы, работавшие на рынке недвижимости. Изменилась ли с тех пор отраслевая структура дефолтов?

На этот вопрос отвечает аналитик финансовой корпорации "Уралсиб" Станислав Боженко:

- Если иметь в виду рынок рублевых корпоративных облигаций, то, начиная с марта-апреля, общее количество дефолтов пошло на спад. Это можно связывать и с определенной стабилизацией на кредитных рынках, и со стабилизацией курса рубля. Пик дефолтов пришелся на осень прошлого и начало нынешнего года. Действительно, среди первых компаний, объявивших дефолт, оказывались компании торговли или строительного сектора, то есть те, которые активно развивались за счет привлечения долгового финансирования. Сегодня к ним прибавились и импортеры. Преимущественно – средние и более мелкие компании.

- В мае общий объем российской экономики, как сообщил во вторник заместитель министра экономического развития, сократился на 11 процентов по сравнению с маем прошлого года. Представленный в среду новый прогноз Всемирного банка для России предполагает общее сокращение ВВП в 2009 году на 7,9 процента. Такой спад эксперты во многом связывают с резким падением спроса на продукцию российских компаний – как внутри страны, так и на внешних рынках – на фоне общего финансового кризиса. А падение спроса, особенно внутреннего, объясняют резко сократившимся кредитованием экономики. Следует ли и корпоративные дефолты связывать именно с отсутствием прежнего кредитования компаний?

Михаил Галкин
говорит, что, действительно, какие-то компании допустили дефолт из-за того, что у них не было возможности своевременно рефинансировать свой долг. Но чаще это целый комплекс проблем:

- Кто-то просто понимает, что рынки закрыты, перспективы для их бизнеса мрачные. И они решают, что им даже выгоднее сейчас допустить дефолт, или, как говорят на рынке "кинуть" кредиторов, выведя активы или убедив их согласиться на крайне невыгодные условия реструктуризации. У кого-то бизнес особенно сильно пострадал от кризиса. Здесь можно говорить, например, о секторе недвижимости, автопроизводителях и, возможно, мелких и средних металлургических компаниях. Кризис подкосил, в первую очередь, спрос на товары длительного пользования.

- Сколь часто случалось, что к российским компаниям, объявлявшим дефолты по своим облигациям, проявляли интерес потенциальные покупатели – российские или зарубежные?

По словам Станислава Боженко, такой интерес был – в том числе, и со стороны зарубежных инвесторов. Но не всегда это заканчивалось оформлением сделки:

- Здесь возникал вопрос цены. Конечно, акционеры, прекрасно понимая, что еще полгода назад их компания стоила в разы больше, уже чисто психологически не были готовы идти на такие уступки. И ряд примеров свидетельствует, что они предпочитали процедуру банкротства продаже своего бизнеса "по дешевке". К тому же, в силу некоторых особенностей российского законодательства, они имели возможность вывести главные свои активы из компании еще до начала процедуры банкротства. Это во многом и определяло такое отношение собственников... Громких сделок по покупке обанкротившихся компаний новыми акционерами, если говорить о рынке рублевого долга, припомнить трудно. Разве что торгующая автомобилями компания "ИНКОМ-Авто" до последнего пыталась заключить сделку с одним из зарубежных инвесторов. Но в итоге ее собственники так и не смогли договориться с покупателями о цене, и компания оказалась в состоянии дефолта. А сейчас уже идет процедура ее банкротства.
***

Для компании "Седьмой континент" общая сумма долгов, по оценкам аналитиков, почти втрое меньше общего объема прошлогодней торговой выручки. Дефолт в отношении части долговых обязательств компании, полагают некоторые эксперты, может лишь затруднить переговоры о возможной ее покупке французской компанией розничной торговли Carrefour.