Государство остается в России главным на рынке связи


Андрей Бабицкий: Государство в России останется крупнейшим игроком на рынке телефонной связи. Главный телекоммуникационный холдинг страны – государственный "Связьинвест" – уже не будет приватизирован, как предполагалось еще с 1997 года, когда были проданы первые 25% его акций.
Наоборот, его преобразуют в единую компанию, которая, оставаясь крупнейшей на рынке обычной телефонной связи, станет еще и новым федеральным сотовым оператором. Подробнее об этом – в материале моего коллеги Сергея Сенинского...

Сергей Сенинский: ... Концепция реформирования холдинга "Связьинвест" на базе самого крупного его подразделения – компании дальней телефонной связи "Ростелеком" – было одобрена правительственной комиссией еще в мае. А на этой неделе министр связи Игорь Щегелев заявил, что в планах дальнейшего развития холдинга – расширение его влияния на рынке сотовой связи.
Другими словами, одобренная правительством концепция, по сути, ставит крест на всех планах дальнейшей приватизации "Связьинвеста", которые обсуждались более 10 лет? И поэтому российская финансовая компания "Система", купившая 2,5 года назад 25% акций холдинга, теперь стремится их продать? Из Москвы – аналитик инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Евгений Голоссной:

Евгений Голоссной: Да, действительно, так можно сказать. То есть мы больше не слышим, чтобы государственные чиновники говорили о какой-либо приватизации «Связьинвеста», вместо этого говорят именно о реструктуризации холдинга. Но, я думаю, это связано в первую очередь с изменившимся мнением властей о роли государства в экономике и с появлением новых финансовых возможностей. Что можно ожидать? Можно ожидать, что по примеру консолидации государственных интересов в других отраслях экономики, допустим, в газовой промышленности, в нефтяной, государство будет пытаться создать своего рода национального чемпиона и в сфере связи. Идеальной базой для создания такой компании становятся те активы, которые сейчас контролирует компания под названием «Связьинвест». Соответственно, поскольку система покупала свою долю в «Связьинвесте» с прицелом на его дальнейшую приватизацию, логично предположить, что система будет пытаться продать свою долю, поскольку о приватизации практически речь больше не идет.

Сергей Сенинский: Новая государственная компания будет создаваться на базе «Ростелекома», главного игрока на рынке дальней телефонной связи. Плюс - в ней объединят в еще и всех межрегиональных операторов обычной проводной связи, контрольные пакета акций которых сегодня принадлежат "Связьинвесту". То есть возникает новый государственный холдинг, объединяющий крупнейших игроков на своих рынках? Руководитель аналитического управления финансовой корпорации "Уралсиб" Константин Чернышев:

Константин Чернышев: Скорее их можно называть доминирующими операторами. То есть теми операторами, которые занимают значительную долю рынка. С этой точки зрения, да, в результате объединения «Ростелекома» и межрегиональных компаний связи возникнет такой крупный интегрированный доминирующий оператор на российском рынке телекоммуникаций.

Сергей Сенинский: Его появление вызывает, как минимум, вопросы ограничения конкуренции на нем?..

Евгений Голоссной: Пока эта угроза не имеет немедленного характера. То есть создание подобного оператора займет несколько лет, минимум два-три года. Соответственно, угроза снижения конкуренции на рынке, она возникнет к тому времени. Но такова вероятность существует. Существует в силу того, что действительно под крылом одной компании могут оказаться компании, которые занимают достаточно существенное или доминирующее положение на рынке. Допустим, «Ростелеком» контролирует порядка 50% рынка, но региональные телефонные компании, каждая на своем рынке занимает достаточно существенное положение. Каждая из этих компаний на местном рынке, рынке местной связи – это минимум 80-90%. В планах создания нового «Связьинвеста» или нового «Ростелекома» также усиление позиций на рынке сотовой связи. И возможно, даже речь пойдет о покупке одного из крупнейших мобильных операторов связи, что тоже означает автоматическое усиление позиций государства. И четвертое направление – это широкополосный интернет, здесь планируются достаточно массивные инвестиции в сектор, которые тоже могут позволить занять компании минимум 40-50% рынка магистрального интернета. А учитывая, что РНК будут контролировать еще большую часть «последней мили» в регионах, то практически возможности такого оператора по предоставлению услуг широкополосного интернета будут близки к монополистическим.

Сергей Сенинский: В странах Западной Европы или в Соединенных Штатах крупнейшие телефонные компании – такие как Deutsche Telecom или американская AT&T – предоставляют все перечисленные услуги, но при этом они не доминируют на своих рынках. В чем особенности российской схемы реформирования этого сектора?

Константин Чернышев: На сегодняшний день никто точно не знает схемы реорганизации активов «Связьинвеста», поэтому в деталях сравнивать, как сделано у них и как будет сделано у нас, наверное, затруднительно. Единственное, что понятно и в чем есть база отличия, в том, что государство хочет сохранить свой контроль над сектором. И один из краеугольных камней в этом сохранении контроля – это интеграция всех активов «Связьинвестора» в одного оператора, чтобы сохранить некое доминирование на рынке, по крайней мере, фиксированной связи.

Сергей Сенинский: Представим, что холдинг "Связьинвест" уже реорганизован - в соответствии с заявленными планами, какова будет доля новой государственной компании на рынке фиксированной, то есть обычной, проводной связи?

Константин Чернышев: В нынешних реальных условиях это была бы где-нибудь доля, превышающая половину рынка. На рынке дальней связи, скажем, «Ростелеком» довольно быстро теряет свои позиции. На региональных рынках в голосовой местной связи, допустим, региональные компании контролируют от 70 до 90%, а на рынке зоновой связи их доля тоже сокращается сейчас. Поэтому здесь все не так драматично, я бы сказал, что это такой супер-монстр, который будет контролировать все, но, да, значительная доля рынка останется под контролем этого единого оператора – это достаточно очевидно.
Сергей Сенинский: А – возможная доля новой государственной компании на рынке сотовой связи, где сегодня полностью доминируют три крупнейших федеральных оператора – компании МТС, Вымпелком и Мегафон? Евгений Голоссной, аналитик компании "Тройка-Диалог":

Евгений Голоссной: В лучшем случае даже при условии покупки одного из игроков большой тройки доля «Связьинвеста» не превысит 35, максимум 40%. В качестве образца, кстати, в качестве концепции реформирования «Связьинвеста» берутся западноевропейские страны – Франция, Германия и Норвегия, в которых операторы с большой долей госучастия, «Дойчтелеком», «Теленор» и «Франстелеком» как раз не контролируют, но занимают достаточно серьезные позиции на рынке мобильной связи. То есть как раз речь идет о тех же самых 40-45% рынка.

Сергей Сенинский: В том, что новый оператор сотовой связи в России, уже – под государственным контролем, будет создан, сомневаться не приходиться – этот рынок слишком заманчив. Но какой из двух только что представленных министром связи Игорем Щеголевым вариантов создания этого оператора представляется вам более вероятным: объединение собственных мобильных активов "Связьвеста" с некими региональными компаниями? Или покупка напрямую государственным холдингом "Связьинвест" кого-то из так называемой "большой тройки" – МТС, Вымпелком и Мегафон - полностью или частично? Константин Чернышев, финансовая корпорация "Уралсиб":

Константин Чернышев: С точки зрения реальности, оба реальны. Есть возможности и по первому, и по второму варианту развиваться. Наверное, более вероятен все-таки вариант, когда государство приобретет часть одного из трех крупных сотовых операторов российских. Потому что нужно покрытие национальное, построить покрытие национальное на базе существующих активов «Связьинвеста» мобильных не представляется возомжным – это раз. Второе: лицензия 3G есть только у большой тройки, а без лицензии 3G дальше развиваться сотовому бизнесу тоже будет тяжело. Поэтому наиболее вероятный вариант – это приобретение одного из трех сотовых операторов.

Сергей Сенинский: А какого именно из трех, на ваш взгляд? И почему?

Константин Чернышев: Наиболее вероятным оператором для приобретения «Связьинвеста» станет «Мегафон», потому что они наиболее удачно дополняют сейчас друг друга. То есть «Мегафон» чисто сотовый оператор, у него нет активов фиксированной связи, а магистральная идея развития телекоммуникационных компаний – это интеграция услуг, сервиса, технологий. У «Вымпелкома» есть «Голдентелеком» - это уже фактически интегрированный оператор. МТС рассматривает возможность приобретения «Комстара» и таким образом тоже превращения в интегрированного оператора. А у «Мегафона» особенно купить на российском рынке нечего такого национального масштаба, чтобы стать интегрированным оператором. Поэтому с этой точки зрения они со «Связьинвестом» довольно удачно дополняются.

Сергей Сенинский: Сегодня у холдинга "Связьинвест" довольно скромные позиции на рынке сотовой связи России – не более 10%. Тогда как общая доля трех ведущих частных компаний-операторов превышает 80%... Евгений Голоссной, аналитик компании "Тройка-Диалог":

Евгений Голоссной: Действительно, доля самого «Связьинвеста» и его региональных «дочек» приблизительно 8-9, максимум 10%. Доля всех остальных независимых игроков около 9%. И предположить, что вдруг все из них захотят продаться «Связьинвесту», очень трудно. Поэтому Щегелев говорил о возможных альянсах или совместных предприятиях. Поэтому более логично, если действительно у государства возникнет желание укрепить позиции нового «Связьинвеста» на рынке мобильной связи, более логично предположить, что нужно покупать кого-то из игроков большой тройки. Понятно, что это потребует очень серьезных денег и через два-три года скорее всего цены на компании вернутся на докризисный уровень, стоить это будет уже не 5-6 миллиардов, как сегодня, а может быть 10-15 и больше, но тем не менее, фактически это единственный способ для «Связьинвеста» существенно увеличить свою долю на рынке.

Сергей Сенинский: И какую долю рынка сотовой связи обновленный государственный холдинг может получить в случае покупки наиболее реального, на ваш взгляд, кандидата?

Евгений Голоссной: Если взять наиболее вероятного кандидата на покупку компанию «Мегафон», то его доля на рынке в среднем сейчас около 20-22%, с государственными «связьинвестовскими» 9% это как раз будет 30-31, 32, то есть треть рынка, что уже очень неплохой результат.

Сергей Сенинский: Формирование нового федерального сотового оператора в России государственный холдинг "Связьинвест", судя по некоторым сообщениям, начал с того, что предложил заняться этим нынешнему первому заместителю генерального директора именно компании "Мегафон"...