Правила игры! Почему каждый год история джаза начинается с нуля, от ноовоорлеанского стиля и до фри-джаза


ДС: Итак, как обещано, «Правила Игры». Почему имя трубача объявляют первым, а не имя контрабасиста? К чему повторять историю возникновения слова «джаз» или историю возникновения новоорлеанского стиля? Зачем каждый раз сообщать кто, где и когда играл?
… Правило первое: автор и ведущий сообщает кто он и где он. А значит: добрый день, вечер или ночь! У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Правило второе: что вы слушаете? «В эфире «Время Джаза»!
Третье: откуда такое? «Это означает, что ваши приемники настроены на волну «Свободы»…
Добавление: «Или вы слушаете нас с сайта «Свободы» - svobodanews.ru. Дальше будет хуже:

Oliver Nelson - Stolen Moments

ДС: Stolen Moments, «Краденные Мгновения», Оливера Нелсона. Фредди Хаббард – труба. Эрик Долфи – альт-саксофон и флейта; Нелсон - альт-и-тенор саксофоны. Джордж Барроу – баритон-саксофон; Билл Эванс – рояль; Пол Чемберс – контрабас и Рой Хайнз – ударные. Руди ван Гельдер записал этот септет 23 февраля 61 года у себя дома в Инглвуд Клиффс, Нью-Джерси.
Итак, прежде всего о вас, о тех, кто слушает регулярно или эпизодически, внимательно или одним ухом, со знанием дела или по-дилетантски, следя за темой и ее развитием или же не отличая голоса трубы от тромбона и контрабаса от гитары….
Почему о вас? Радиоаудитория текуча, непредсказуема, случайна и зависит от таких плохоуправляемых феноменов, как визит тещи, гроза, смерть батареек в транзисторе, обрыв Сети, желание пойти купить пива или же непредвиденная атака Морфея…
Радиослушатель случаен, эпизодичен и нестабилен сам по себе. Жанр радиопередачи может быть приятным или неприятным сюрпризом. Молодой человек ищет нечто «техно»-индустриальное, на счет ДВА, нечто соответствующее проверки упругости пружин матраса и вдруг нарывается на волну, раскачивающую какого-нибудь венецианского гондольера с его баркаролой… Или любитель попсы влипает аки муха в мед старинного романса. Что еще страшнее: на поклонника Шульженко и Бернеса наезжает бульдозер Шёнберга…
Мингус может быть не лучше, не говоря уже об Орнете Коулмане или позднем Трейне. Но если воспитанная на Шопене, Дебюсси и Равеле барышня вдруг услышит вот это…, может быть она не станет искать другую станцию:

Bill Evans - In Your Own Sweet Way

ДС: In Your Own Sweet Way, «Мило, как только ты умеешь», композиция Дейва Брубека, за роялем Билл Эванс, запись сделана в Бёркли в декабре 75 года…
У микрофона «Свободы» Дмитрий Савицкий. В эфире и на сайте радиостанции svobodanews.ru – «Время Джаза»…
Вы, конечно, заметили, что я повторяю эту сакральную поговорку, это заклинание целых четыре раза! Для чего? Чтобы заблудившийся радиослушатель не подумал, что сейчас ему выдадут «Мир насекомых» и Стась Холмогоров из Новой Зеландии начнет ему рассказывать о способах размножения ядовитых «белохвостых пауков»…
Нет, дамы и господа! «Мир насекомых» это на частотах радио «Хочу всех знать» и позывными у них дохленькая арфа, «Вальс цветов» из «Щелкунчика» (как размножаются щелкунчики они рассказывают под Рождество!).
Наши же позывные – стабильный и незабываемый хард-боп!

Art Blakey & The Jazz Messengers - Moanin' with Hazel

ДС: Moanin' with Hazel, «Стенания с Хейзел», Бобби Тиммонса. Природу стенаний Тиммонс не определяет. Догадывайтесь, мол, сами…
Ли Морган – труба; Бенни Голсон – тенор-саксофон; Бобби Тиммонс – рояль; Джимми Меррит – контрабас и сам папаша-Блейки – ударные. «Вестники Джаза» в парижском клубе «Сен-Жермен» - исторический концерт, организованный Филиппом Акки, 21 декабря 58 года…
Предположим, что вы устоявшийся целенаправленный слушатель джаза на «Свободе». Быть может вы любили джаз с пеленок. Быть может ваша мамаша вынашивала вас слушая исключительно Эллингтона и Бейси, Хаббарда и Брауна.
Или, предположим, что вы перебежчик из лагеря «тяжелого металла» (сколько от «металлистов» и «мета-лургов», открывших для себя джаз и блюз, пришло писем!)…
Или же вы человек распахнутый всем ветрам, насморкоустойчивый, слушающий и Пёрселя, и Монтеверди, и хор Советской Армии, Шаляпина, Чико Буарке, Каетано Велосо, Басю Стрейзанд с Марией Каллас и Филиппа Гласса, и Шнитке, и, наконец-то, Эрика Долфи с Тете Монтолио….
Есть, конечно, и иные варианты. Например, вы просто – слушаете. Или вы самый настоящий и живой Владимир Фейертаг, автор «Джаза ХХ века». Или же вы ученик музыкальной школы имени Лу Дональдсона, что в Кинишме. Или, что уж совсем просто, вы водитель такси с испорченным радио, на котором слышно лишь «Свободу» да к тому же лишь в воскресенье вечером.
Короче, вариантов тьма, естественный отбор соседствует с неестественным, а джаз гремит, тренькает, мурлычет и даже шепчет. Но это уже не вы. Это уже… Как бы поскромнее – это не со стороны динамика, а… микрофона:

Barney Bigard & Claude Luter - Struttin’ With Some Barbecue

ДС: Struttin’ With Some Barbecue, «Танцуя с барбекю» Луи Армстронга. Я так понимаю, что это акробатический номер, танцуя дабы не обжечься при этих сложных садовых операциях с ребрышками барашка и бутылками бурбона..
Два кларнетиста: американский мэтр Барни Бигард, французский – Клод Лютер. Эдди Бернар – рояль; Ролан Бианчини – контрабас и Тедди Мартин – ударные. Декабрь 60 года, Париж….

Не смотря на то, что джаз это искусство импровизации, в подаче самого джаза и комментариев радиослушателям существует драконий порядок. Название темы, если игра слов не слишком сложна, перевод; авторы слов и музыки и, затем, состав исполнителей. Поблажка здесь делается редко. То есть иногда имя лидера идет первым. Скажем, «Дюк Эллингтон, лидер, он же за роялем». Но обычно, прямо как в армии, начинают с труб, тромбонов, корнетов, затем флейт, кларнетов, саксофонов (от альта до баритона), где-то здесь же прописаны валторны, скрипки и тубы, а затем наступает очередь ритм-группы. От фортепьяно, виброфона, гитары, банджо, контрабаса и до всех разновидностей ударных. Если в записи участвовала струнная группа или оркестр – место его на соседней странице.
Мне не удалось установить историческое выстраивание по рангу, но скорее всего марширующие оркестры Нового Орлеана уже установили иерархию меди и язычковых над ритм-группой. Хотя, говоря честно, по тем временам тромбон выполнял роль контрабаса, а если (редчайший случай) где-то тренькало пианино, то установлено оно обычно было на повозке…
Эту же иерархию вы можете проследить и на вкладышах компактов. Если это не фирма халтурщиков, то инструменты будут перечислены в указанном порядке. Я встречал у французов полную кашу из исполнителей. Их первенство или главенство скорее всего соответствовало градусу отношений с продюсером…

Lucky Thompson - Beautiful Tuesday

ДС: Beautiful Tuesday, «Прекрасный Вторник» Лаки Томпсона, он же лидер квартета и, в данном случае – сопрано-саксофонист; Марсиал Солал – фортепьяно; Питер Транк – контрабасс и Кенни Кларк – ударные.
Недоумение вызывают у корифеев джазовых радиоклубов повторяющиеся темы, даты, рассказы, комментарии.
Ок! Представьте себе, что вы сидите в неком трамвае «Времени Джаза», удобно устроившись на лучших местах, потягивая сезонное розовое или кузмичевский чай. Трамвай радиофицирован и ваш ДС, как каждый год, (а вы в трамвае просто живете) заводит очередную экскурсионную песню «От Нового Орлеана до фри-джаза». То бишь от Джелли Ролла Мортена до Орнета Коулмена.
– Да мы все это проходили! – раздаются крики. – Нам бы что-нибудь из ХХI века!
Так-то оно так, но на каждой остановке входят новые пассажиры; кто-то впервые слышит Сиднея Бише, кто-то и понятия не имел, что можно дудеть сразу в три дудки, кому-то по душе вот эта песенка:

Tony Bennett - Do Nothin' Till You Hear From Me – 3:34

ДС: Do Nothin' Till You Hear From Me, «Не слушай сплетни, не верь тому, что обо мне говорят, если что-то произойдет, я сообщу тебе сам.» Песня Дюка Эллингтона и Боба Рассела. Тони Беннет и оркестр Ральфа Бёрнса, сентябрь 99 года. Альбом песен Эллингтона «Hot & Cool» был записан к столетию Дюка.
21 век… Все верно. Тьма великолепных музыкантов, Чудесные певцы и певицы. Но… Ни одного Бейси, ни одного Гудмена, Миллера, Картера, Оливера, того же Дюка. Ни одного Тэда Джоунса, Гила Эванса, Дона Редмена, Билла Холмена, Джимми Дорси.
Это так, мимоходом об оркестрах…
Где новые Сатчмо? Майлзы Дейвисы? Лестеры Янги? Коулмены Хокинсы? Фредди Хаббарды? Может быть кто-то нынче играет на уровне Монка, Трейна, Диззи? Как насчет новой Эллы? Или Сары Вон? Или Нат-Кинг-Коула?
Я слушаю этих ночных птичек, радиоведущих, на сотне языков. Они клюют носом возле микрофона, потягивая черный кофе, дабы не разбить лоб об подставку микрофона. Они ставят эти самые компакты, которые сотнями приходят от фирм – как никак реклама! И они объявляют имена тех, кто играет на нынешних 21 века фестивалях… И в этом состоит ВСЯ работа… Кроме, конечно, звонков в студию: Хай, Джонни, что тебе поставить? Стакан «Кровавой Мери»? Ну ты шутник! Вот тебе за это моя любимая краля… Ну не краля, ладно! Дайана Кролл! …
Все эти музыканты играют, повторюсь, отлично, а певички поют.., как в раю. Но почему-то, почему-то мы все это уже слышали! Ни об одно имя не споткнешься! Ни от одного соло не заледенеешь. Дрожь тебя не проймет от неожиданно нового невероятного звучания, звука, музыкальной атаки, пьески, в конце-то концов, равной ну хотя бы вот этой, из народного английского фольклора середины 16 века:

Paul Desmond – Greensleeves

ДС: Greensleeves, баллада туманного Альбиона, копирайт на которую был заявлен в 1580 году. В те времена песня называлась - "A New Northern Dittye of the Lady Greene Sleeves".
Пол Дезмонд – альт-саксофон – был приглашен MJQ, Современным Джазовым Квартетом выступить на Рождество 71 года в городской мэрии Нью-Йорка. Джон Льюис играл на фортепьяно; Милт Джексон – на виброфоне; Перси Хис – рвал струны контрабаса, ну а Канни Кэй – был как всегда ударником каптруда.

А теперь обещанный шедевр, второй вариант Greensleeves:

John Coltrane – Greensleeves

ДС: Отрывок из 10-минутной импровизации Джона Колтрейна и его оркестра со второго диска исторического альбома Africa/Brass. Я думаю, благодаря гению Трейна, вполне можно сделать из существительного «сопрано» прилагательное «сопрановый» (в котором слышится и шафрановый, n’est pas?)…
Сам Джон Колтрейн на сопрано и Эрик Долфи на альте и флейте, а за ними и весь оркестр играли в voicing (непереводимо!) тональности аранжировщика и пианиста МакКоя Тайнера. Первая запись была сделана в 61 году, вторая в 74. Нынче обе sessions существуют на одном компакте. Существует так же двойной компакт со всеми вариантами Africa/Brass.

Искусство невычислимо. Таланты не рождаются серийно. И честно говоря я не согласен с Чиком Кориа из последней передачи, в которой я специально привел его цитату о том, что музыкантам и артистам в целом нужны благоприятные и мирные условия для развития. Как-то непохоже на то, чтобы Апполинер писал стихи в мирную эпоху, или же Пикассо жил под безоблачными небесами… Как насчет Брехта или Шаламова?
Но пора, впрочем, озвучить нашу финишную прямую…

Quincy Jones - Medley What's New - We'll Be Together Again - Time On My Hands - You Go to My Head – Laura

ДС: Medley, попурри из тем: What's New ( Хаггарта и Бюрке); We'll Be Together Again и Time On My Hands (Юманса и Гордона); You Go to My Head (Кутса и Гиллеспи) и Laura (Раскина). Диск композитора, аранжировщика и трубача – Квинси Джоунса «Go West, Man!».
Бадди Коллит, Билл Пёркинс, Уолтер Бентон – тенор-саксофоны; Пеппэр Эдэмс – баритон-саксолфон; Карл Пёркнис – рояль; ЛиРой Виннигэр – контрабас и Шелли Манн – ударные. Февраль 57 года.
«Go West, Man!» - был лозунгом эпохи американских пионеров: «Двигай на запад, парень, и расти вместе со страной!» В случае диска Квинси Джоунса – это сборная солянка записей 50-х годов.
Подкаст «Времени Джаза» прописан на сайте svobodanews.ru. До следующей недели, до дня рождения великого Попса, он же – Сатчмо! Чао, бай-бай!