Русские пришли в Рижскую думу

Нил Ушаков пока не получил Цепи от Города

На первом заседании новоизбранной Рижской городской Думы мэром Риги избран лидер победившей на выборах партии "Центр Согласия" Нил Ушаков.

Избрание русского мэра сопровождалось небольшим скандалом. Ставший уже экс-мэром Янис Биркс, представляющий радикальное объединение ТБ/ДННЛ ("ТБ", "Тевземей ун Бривибас" – "Отечеству и Свободе", ДННЛ – "Движение национальной независимости Латвии) отказался передавать Ушакову символическую Цепь от города. "Не умеет проигрывать", – отозвался в интервью Радио Свобода лидер фракции "Центра Согласия" в латвийском парламенте Янис Урбанович.

- Отберем мы эту Цепь. Это просто уровень политической культуры наших пещерных националистов, которые получили сокрушительное поражение не только в Риге, но во всей Латвии.

- В Риге центристы всегда были достаточно популярны. Только побеждать не получалось. Что случилось на этот раз?

- Мы чему-то научились за эти годы. Например, договариваться между собой. "Центр Согласия" - это симбиоз пяти партий. Среди них есть и моноэтнические, например, социал-демократы, там просто ни одного русского нет, это партия латышской интеллигенции из глубинки. Есть партии на 90 процентов русские. Есть где 50 на 50.

- А на что смотрит избиратель: на окончание фамилии или идеологические пристрастия? Вы все-таки воспринимаетесь, как "русская" партия, и не все готовы к сотрудничеству с вами.
Наше объединение – как сама Латвия. У нас есть разные фигуры, но мы можем договариваться

- Избиратель определяется, конечно, по-разному. И проблема, конечно, с другими партиями есть. Но это не наша проблема. Мы можем сотрудничать с большей частью политического спектра. Наше объединение – как сама Латвия. У нас есть разные фигуры, но мы можем договариваться.

- Фигуры, действительно, совсем разные. Есть и либералы вроде нового мэра Нила Ушакова, есть Рубикс.

- Да, это лидеры общественного мнения. Тот же Рубикс, лидер социалистической партии, в душе ярый коммунист, и нам его позицию тоже полезно знать. Это не значит, что мы думаем так же, как он. Но, мне кажется, синергия этих мнений и носителей мнений позволяет нам не ошибаться и не шарахаться.

- То есть вы себя политически не позиционируете?

- Наоборот, позиционируем. Я, например, председатель Партии народного согласия, это позиция, скажем, социал-демократов Германии или лейбористов в Англии. Но проблема в том, что общество расколото на национальные общины. И оно не может противостоять воровству, коррупции, оно уязвимо перед разными, извне принесенными конфликтам. Просто потому, что оно конфликтно само по себе.

- Поэтому, в отличие от Германии, где социал-демократы не сотрудничают с коммунистами, вы входите с ними в одно объединение.

- Бывшая комсомолка из ГДР, между прочим, сейчас федеральный канцлер.

- Вернемся к символической Цепи от города, которую вам не отдали. Ваш успех в перспективе будет работать на преодоление этого раскола или, наоборот, на сохранении дезинтеграции?

- Среди наших избирателей больше трети – латыши. За партию "Латвийский путь" – а уж ее вы не назовете "русской" - голосовала очень большая часть русской интеллигенции. Она присутствовала в русскоязычном медийном пространстве в восемь раз больше, чем мы. С другой стороны, конечно, сейчас будет опять выдвинут лозунг "русские идут".