Пойдет ли Обама по пути Саркози?

Светлана Ганнушкина

Одним из пунктов программы визита Обамы в Россию объявлена встреча с представителями гражданского общества и бизнесменами. Конкретные имена или названия организаций пока не названы. Разговор, если он состоится, покажет пример российскому руководству, считает правозащитник Светлана Ганнушкина.

В дни визита Обамы, 6 – 7 июля 2009 года, в Москве состоится российско-американский саммит гражданского общества, организованный фондами "Евразия" и "Новая Евразия" совместно с Центром стратегических и международных исследований. Появление Обамы на этой встрече было бы знаком уважения к гражданскому обществу и примером для российского руководства, рассказала корреспонденту Радио Свобода руководитель организации "Гражданское содействие", член общества "Мемориал" Светлана Ганнушкина:

- Встретится ли Обама с общественными организациями и какими?

- Это еще не известно. Собираются 25 общественных организаций, как наших, так и зарубежных, это будет довольно представительная встреча. Она привязана к визиту Обамы, но проводится не в рамках этого визита. Это одна из встреч общественных организаций, которые проходят достаточно часто. На этой встрече будут обсуждаться возможности постановки различных вопросов, связанных с взаимоотношениями России и Соединенных Штатов, и общие проблемы, которые есть в обществах обеих стран. Я думаю, что у нас достаточно много общих проблем.

То, чем я занимаюсь, - это проблема миграции, которая остро стоит и в Соединенных Штатах, и в России. Проблема предоставления убежища - это международная проблема, и, на мой взгляд, она плохо решается и в России, и в США. Хотя во многом я благодарна этой стране, потому что она часто принимает наших граждан и бывших советских граждан, которые нуждаются в убежище. Тем не менее недостатки есть, и обсуждать это нужно.

Будет ли при этом присутствовать в какой-то момент президент Соединенных Штатов? Есть предположение, что, может быть, он в какой-то момент и появится, и, возможно, и наш президент тоже будет вместе с ним. Если они придут, то, как всегда, добро пожаловать!

- Можно ли провести параллели? Скажем, Николя Саркози уже встречался с "мемориальцами".

Для нас, конечно, важно, что наши власти, не очень привыкшие уважать гражданское общество, даже когда они стараются с нами общаться, не могут избавиться от патернализма и удержаться от поучения

- Да, Николя Саркози встречался с нами, и это было вскоре после того, как он стал президентом Франции. Встреча была очень короткой, но с его стороны это был знак уважения к гражданскому обществу России. Я думаю, что это было важно, это было нужно, это было хорошо. Но ничего, как говорится, судьбоносного в той встрече не было.

Для нас, конечно, важно, что наши власти, не очень привыкшие уважать гражданское общество, даже когда они стараются с нами общаться, не могут избавиться от патернализма и удержаться от поучения. На самом деле связь иная: общество дает заказ власти, а власть (это понимали, между прочим, в Древней Руси) - это люди, нанятые для того, чтобы обеспечивать некоторые организационные функции. К сожалению, многие годы империи и тоталитарной советской власти научили наши власти другому стилю поведения.

И поэтому очень важно, когда высокие персоны с Запада показывают нам свое уважение. Они показывают пример, и очень неплохой.

- Ваша встреча с бывшим госсекретарем США Кондолизой Райс была результативной?

- Да, если встречу с Саркози можно назвать символической, то встреча с Кондолизой Райс была совершенно другой, потому что Райс гораздо лучше знала ситуацию в России. Она была очень включена в наши проблемы, кроме того, она говорит по-русски, во всяком случае, понимает. Это была такая забавная встреча, когда каждый говорил на своем языке без перевода. Она вступила с нами в дискуссию.

Я, например, ставила вопрос о правах человека в Америке, а не в России, о том, что мне не нравится в политике Америки, ставшей причиной появления беженцев. Это ведь до сих пор продолжается. К нам сейчас приезжают люди из Ирака, из Афганистана, потому что Соединенные Штаты на самом деле не навели там порядок и люди там подвергаются преследованиям за сотрудничество с американской администрацией.

На сей раз, конечно, такой встречи, как с Кондолизой Райс, не получится.

- Почему?

-
Во-первых, потому что у президентов слишком мало времени на это. Для Обамы и для Соединенных Штатов Россия сейчас - не самый важный предмет интересов, у них есть другие заботы и другие страны, которые стоят для них на первом месте.
Для Обамы и для Соединенных Штатов Россия сейчас - не самый важный предмет интересов, у них есть другие заботы и другие страны, которые стоят для них на первом месте

Недавно я побывала в Германии, во Франции, в Норвегии и в Соединенных Штатах. Разница колоссальная. Европа гораздо лучше понимает наши проблемы и больше заинтересована в их разрешении. А в Соединенных Штатах о России знают все меньше и меньше. Это плохо, но это и от нас зависит. У нас растут антиамериканские настроения, у них растут антироссийские, и мы все меньше знаем друг о друге.

- Высокие персоны встречаются с НПО под давлением гражданского общества?

- Конечно, это инициатива неправительственных организаций. Безусловно, гражданское общество должно диктовать власти, к чему проявлять интерес. Если появление Обамы на встрече неправительственных организаций состоится, то это будет так же символично, как в случае с Саркози.

Но вызвать Обаму сегодня на серьезный разговор о правах человека, например, в России и в Соединенных Штатах, я думаю, нереально. Хотя, конечно, любопытно было бы его увидеть - фигура он в мире популярная. Во Францие я видела, как дети играли в выборы. У них было два кандидата - Обама и Саркози, и они выбрали большинством голосов Обаму.