Неправительственная организация визита Обамы

С американским гражданским обществом Барак Обама уже общался, с российским - пока нет.


Зачем встретятся американский президент и представители российских неправительственных организаций? Об этом в интервью Радио Свобода – Андрей Кортунов, президент Фонда "Новая Евразия".



- Сегодня стало известно, что в ходе своего визита в Россию президент Обама планирует пообщаться с представителями российского гражданского общества. Вы что-то знаете о предстоящей встрече?

- В общем, мы эту встречу и организуем. В свое время вышли с такой инициативой – и она была поддержана.

- Ранее было всего лишь объявлено, что в дни визита президента США, 6-7 июля, Фонды "Евразия" и "Новая Евразия" совместно с Центром стратегических и международных исследований проводят Российско-американский саммит лидеров гражданского общества. Встреча состоится в рамках этого саммита?

- Да. В ходе саммита планируется выработать некоторые рекомендации политическому руководству России и США. И мы хотели бы, чтобы по завершении основной работы саммита у нас была бы возможность эти рекомендации представить. И, по информации на данный момент, президент США вроде бы включил такую встречу в свою программу пребывания в Москве. Конечно, это все еще не окончательно, конечно, это зависит от того, как будет развиваться визит в целом, как долго будут протекать различные переговоры. Но пока что у нас есть заверения от американской стороны, что такая встреча, скорее всего, состоится.

- А президенту России вы ваши рекомендации планируете представить?
В идеале мы хотели бы, чтобы встреча состоялась с участием двух президентов

- Разумеется. В идеале мы хотели бы, чтобы встреча состоялась с участием двух президентов. Мы, конечно, не знаем, как будет складываться график президента Медведева на этот день, но в любом случае мы надеемся, что у нас будет возможность передать эти рекомендации российскому руководству – в той или иной форме. Мы также надеемся, что на нашем мероприятии будут присутствовать представители российской власти на высоком уровне.

- Насколько обычная практика, чтобы в ходе официального визита в другую страну глава государства встречался с представителями неправительственных организаций? Или все-таки исключение?

- Такие случаи бывали, в том числе и в истории российско-американских отношений. Но для нас важно, что предстоящая встреча состоится в несколько ином формате.

Сейчас речь идет не о том, что какую-то небольшую группу, скажем, представителей некоммерческих организаций приглашают в американское посольство на встречу с американским президентом. Мы проводим свое собственное мероприятие, достаточно масштабное. В нем участвуют десятки некоммерческих организаций обеих стран. Надеемся, что их представители все будут иметь возможность как-то сформулировать свои предложения для политического руководства обеих стран. Вот такого мероприятия на моей памяти, по-моему, не было.

- То есть информация, что Барак Обама встретится с представителями российского гражданского общества, не совсем корректна? Планируется его встреча с представителями гражданского общества обеих стран?
Мы максимально широко подходим к понятию "гражданское общество". Имеются в виду не только правозащитные организации, но и другие институты гражданского общества, которые активно работают над многими проблемами

- Да. И, кроме того, мы максимально широко подходим к понятию "гражданское общество". Имеются в виду не только правозащитные организации, но и другие институты гражданского общества, которые активно работают над многими проблемами, особенно актуальными сейчас, во время кризиса. Скажем, у нас будут представлены организации, занимающиеся экологией, здравоохранением, местным самоуправлением. Спектр участников саммита и вопросов, которые будут обсуждаться, предельно широк.

- С российской стороны участие в саммите примут лидеры организаций, базирующихся в Москве, или люди приедут и из других регионов?

- Мы постарались, чтобы Россия была представлена достаточно широко. И нам хотелось бы, чтобы такое же представительство было и с американской стороны: не только вашингтонские структуры, которые традиционно работают с Россией, но и НКО, которые с Россией вообще никогда раньше не работали, занимающиеся местными проблемами и имеющие интересный опыт, возможно, полезный для российских партнеров.

- Но правозащитники все-таки будут присутствовать?

- Конечно, это тоже важная часть гражданского общества.

- Ни для кого не секрет, что российская власть не всегда одинаково хорошо относится к представителям разных неправительственных, некоммерческих организаций. Вот правозащитников не очень жалует. По вашему мнению, как прореагирует российское руководство на то, что президент Обама встречается с теми, кого не очень любит Кремль?

- Это вопрос, наверное, не ко мне, а к российскому руководству... Но я очень надеюсь, что предстоящая встреча и тот потенциал, которым располагают институты гражданского общества России и США, все-таки будут восприняты как актив, а не как пассив.

Важно, что задачей встречи не является какая-то острая критика одной и другой стороны, но является поиск путей совместной работы. Мы не будем, конечно, жаловаться Обаме на то, что происходит в России, это не тема обсуждения. Наша задача – нащупать области, где наши совместные проекты могут быть наиболее продуктивны. Очень надеюсь, что вот такая позиция, такой подход найдет понимание, в том числе, и в Кремле.

- Я правильно поняла, что в рамках этой встречи не будет звучать обычная критика, которая исходит от наших неправительственных организаций, в связи с ущемлением прав человека: права на свободные выборы и так далее?

- Гражданское общество на то и гражданское общество, чтобы ему не диктовать каких-то жестких правил игры, не предписывать, о чем его лидеры могут говорить и о чем они говорить не могут. Это дело самих некоммерческих организаций. Поэтому, конечно, я не могу сказать, кто, что и в какой форме будет излагать на этом форуме. Я могу сказать только одно: у нас есть общая задача – найти возможности для российско-американского сотрудничества. Причем не такого сотрудничества, где американцы поучали бы российских партнеров, что им надо делать и как им надо работать, а сотрудничества, когда две равных стороны могли бы обменяться своими представлениями о том, как повысить эффективность институтов гражданского общества в современных условиях.

- Уже сформирована конкретная повестка предстоящей встречи? Грубо говоря, известно, кто из представителей российских НКО и по сколько минут будет выступать?

- Это будет зависеть от того, как будет сформирован график президента, поскольку мы не знаем, сколько времени он может провести с участниками гражданского саммита, будут ли какие-то российские представители дополнять эту встречу. Но мы хотели бы, во-первых, иметь возможность рассказать о том, как прошла работа отдельных секций (на саммите их будет довольно много). Во-вторых, хотели бы, чтобы президент высказал свои идеи, если он пожелает ими поделиться, о том, как он видит взаимодействие России и США в будущем и какую роль в этом взаимодействии могли бы сыграть институты гражданского общества.

Рассчитываем, что будет возможность предоставить слово всем основным группам, участвующим в мероприятии, в том числе и правозащитникам, конечно. Но мы хотели бы, чтобы это был бы не монолог, а некий диалог, когда и американская сторона, и российская получили бы какое-то представление о том, что сейчас возможно и что целесообразно в качестве приоритета нашей дальнейшей работы.