Оппозиция провела в Москве конференцию "Россия после Путина"

Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Мумин Шакиров.

Марина Дубовик: Сегодня в Москве проходит конференция "Россия после Путина", на которой работал мой коллега Мумин Шакиров.

Мумин Шакиров: Несколько десятков известных политологов, экономистов и оппозиционных деятелей собрались в Москве, чтобы обсудить пути развития России на ближайшие годы, как говорится в повестке дня, "после Путина". Среди участников конференции: лидеры оппозиционного движения "Солидарность" Гарри Каспаров, Борис Немцов, Владимир Милов, а также экономист Сергей Алексашенко, политолог Дмитрий Орешкин и другие эксперты. Выступивший на собрании бывший зампредседателя ЦБ России Сергей Алексашенко, выразил мнение, что нет необходимости сейчас выдвигать планы всеобъемлющей реформы, а нужно сосредоточиться на ключевых направлениях, которыми он считает установление в России конкурентной политики и конкурентной экономики.

Сергей Алексашенко: Это должно быть возвращение старой системы выборов в Думу: две с половиной – по одномандатным округам, половина – по партийным спискам, по партийным спискам нужно снижать уровень прохождения в Думу до трех процентов. Выборность губернаторов, очевидно. Приватизации телевидения: государство должно уходить с телевидения. Последнее, что считаю необходимым в политике сделать, это независимые прокуроры по борьбе с коррупцией.

Мумин Шакиров: Политолог Станислав Белковский уверен, что России необходимо стремиться к учреждению в стране нового политического строя — конституционной монархии.

Станислав Белковский: Поскольку это единственный режим, в рамках которого в России возможна демократия. А в этой ситуации сама по себе демократия не является для народа системообразующей ценностью, и поэтому она должна и может быть установлена только в том случае, если группа, называемая "элитой", считает, что демократия в стране должна существовать, а не прибегает к помощи социологических опросов для того, чтобы выяснить, популярна демократия в стране или нет. А кроме того, важнейшим элементом политического сознания русского народа является монархический ритуал, то есть наличие постоянного, фиксированного стабильного центра власти, который является символом существования государства как такового. Первое лицо государства - не демократического процесса: только в таком случае русский народ может чувствовать себя свободно. И если демократия все же является непременной ценностью, которая должна быть имплементирована на русской почве независимо от того, хочет этого народ или нет (я это подчеркиваю, это очень важно), единственно пригодным для этого является конституционно-монархический механизм.

Мумин Шакиров: По мнению лидера "Объединенного гражданского фронта" Гарри Каспарова, в случае, если обществу не удастся сменить существующий сейчас в стране режим, это означает конец существования России в ее сегодняшнем виде. В частности, Каспаров а также лидер московского отделения партии "Великая Россия" Александр Краснов сошлись во мнении, что политическое устройство должно представлять из себя парламентскую республику.

Гарри Каспаров: Чтобы мы не говорили - конституционная монархия или парламентская республика, мы более-менее начинаем соглашаться, что все-таки парламент и, причем, скорее всего, парламент, в котором будут доминировать одномандатные депутаты, представляющие территории, должен обладать возможностью оказывать решающее влияние на решение социально-экономических вопросов. А также достаточно очевидно, что складывается консенсус по вопросу резкого перераспределения полномочий между центром и регионами.

Мумин Шакиров: Журналисты не упустили возможность спросить у Гарри Каспарова, что он ожидает от встречи с президентом США Бараком Обамой…

Гарри Каспаров: Мне кажется, это важно не столько для нас, сколько для самого Обамы, потому что любое применение двойных стандартов и игнорирование грубейших проблем с нарушением прав человека создает сложности для реализации его глобальной программы налаживания отношений на основе определенных принципов. Вот если Обама будет игнорировать эти принципы (судя по всему, этого он не собирается делать), то будут такие же проблемы, как и у Буша. Поэтому мне кажется, что это такой взаимовыгодный обмен, когда Соединенные Штаты начинают диалог не только с Кремлем и с теми, кто сегодня там находится, но и с представителями российской оппозиции, потому что все меняется.