Правозащитники против назначения Владислава Суркова координатором двусторонней комиссии по вопросам российско-американских отношений

Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лейла Гиниатулина.

Михаил Саленков: Представители российского гражданского общества обратились с открытым обращением к президентам США и России. Правозащитники поддерживают создание двусторонней комиссии по вопросам российско-американских отношений и вместе с тем удивлены назначением первого заместителя руководителя администрации президента Владислава Суркова координатором по вопросам гражданского общества с российской стороны. В обращении говорится: "С именем Владислава Суркова ассоциируются многие негативные тенденции развития демократии в России последних лет: сворачивание свободы печати, ликвидация конкурентной политической системы и, наконец, целенаправленное выстраивание барьеров для развития гражданского общества". Правозащитники просят российского президента пересмотреть решение о назначении. С авторами обращения побеседовала Лейла Гиниатулина.

Лейла Гиниатулина: Инициатор этого обращения Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики РАН, так объяснил свою позицию.

Евгений Гонтмахер: У очень многих, кто увидел эту фамилию, это вызвало просто, я бы сказал так, чувство шока. Потому что все знают, что такое господин Сурков, с чем он ассоциируется. Он ассоциируется вот ровно со всеми теми негативами, которые в российско-американских отношениях с точки зрения гуманитарных каких-то вещей возникли в последние годы. Это и ситуация с НКО, которая просто нетерпима, и об этом говорил Медведев на встрече с его президентским Советом по развитию гражданского общества, ситуация с этой риторикой, которая на наших федеральных телеканалах, антиамериканской, - все мы знаем, кто это направляет, кто это идеологически все делает. Мы прекрасно знаем, кто автор этой политической системы, которая в России, когда выжжена вся возможная дискуссия, когда оппозиция представляет из себя очень, я бы сказал, такое жалкое зрелище, и она в этом не виновата, а виноваты как раз те люди, которые ее загнали туда, маргинализировали, и это прежде всего, конечно, господин Сурков со своими политтехнологами. В этих условиях этого человека назначают координатором с российской стороны, чтобы она налаживал отношений между НКО России и США. Сами понимаете, что, конечно, как-то одно с другим сильно не вяжется. Поэтому родилась в результате такого короткого обсуждения в рядах российских лидеров гражданского общества, которые присутствовали на этой встрече российско-американской, родилась такая мысль, что надо бы свою точку зрения высказать.

Лейла Гиниатулина: Вы кого-то видите в роли координатора?

Евгений Гонтмахер: На этом месте, конечно, должен быть человек, который имеет тесные связи с гражданским обществом, причем связи достаточно дружественные. Это не говорит о том, что этот человек должен подлаживаться под интересы нашего гражданского общества на все 100 процентов, потому что оно у нас, я бы сказал, очень сложное, из него тоже сделали в последние годы, из этого гражданского общества, только его подобие. Но этот человек должен, по крайней мере, находиться в доверительном диалоге с нашим гражданским обществом. Не в том диалоге, в котором находится господин Сурков, - известно, каким тоном и как он разговаривает, - а это должен быть доверительный диалог. Это, наверное, должен быть человек, который, может быть, принадлежит к этому гражданскому обществу, не обязательно это должен быть государственный чиновник. Это человек, который, конечно, должен искренне стремиться к тому, чтобы что-то сделать, не просто имитировать этот диалог между Россией и США в этой сфере. По-моему, и Медведевым, и Обамой поставлена задача, чтобы эта комиссия российско-американская, большая, чтобы там были конкретные результаты.

Лейла Гиниатулина: Под этим обращением к президентам США и России подписалась и председатель Комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.

Светлана Ганнушкина: Мы немножко знакомы с Владиславом Сурковым, я, в частности, знаю его по работе с Советом при президенте, когда президентом был Путин. И знаем его по работе с Советом при президенте Медведеве. Я должен сказать, что он сейчас очень активизировался, и что он готов с нами работать, и в этом смысле мы, конечно, тоже работать с ним готовы и будем. Но по его позиции уже ясно, что он не из тех людей, кто готов рассматривать гражданское общество как серьезного, равного партнера, как заказчика работы тех людей, которые руководят государством. Вот мы встречались вчера с Обамой, и ощущение такое, что этот человек не просто вырос из гражданского общества, он и остался в нем, только занял другую ступень, - по всей манере его поведения, по тому, что он говорит, как он говорит, как он общается с людьми. Вот такой вот человек и нужен, который не стоит сверху, один из нас. Им может быть и чиновник, им может быть кто угодно, но только он должен сам воспринимать себя как одного из нас. Но когда человек, в общем, молодой встречается с людьми, которые и старше его, и, наверное, достигли в жизни в своих областях совсем не меньше, и он говорит: "Вы можете ко мне обращаться с просьбами" - это немножко не то, чего мы хотели. Мы не с челобитными идем. Нас волнуют судьбы этого государства не меньше, чем господина Суркова и даже - позволю себе сказать - господ Медведева и Путина. Мы несем ответственность за это государство, и мы хотим ее нести. И вот этого равного разговора, мне кажется, и я думаю, что моим коллегам кажется, с этим человеком не получится.