9 июля в рамках музыкального фестиваля "Шереметевские сезоны в Останкине" в Московском музее-усадьбе "Останкино" прозвучат сочинения итальянских композиторов, живших в России в XVIII веке в исполнении ансамбля "Солисты Барокко".
Музыкантов "Солисты Барокко" объединяет общая концепция "Северного Парнаса". То есть участники коллектива считают, что не только европейская культура XVIII - начала XIX веков оказывала влияние на русскую, но и русская, в том числе, народная и православная традиции, формировала европейское музыкальное пространство. "Виртуозы кабинета Ее Императорского Величества", итальянские музыканты, жившие в России XVIII века - тема концерта в театре-дворце Останкино.
Художественный руководитель московского ансамбля "Солисты Барокко" Андрей Спиридонов рассказал об атмосфере старинного театра:
- Думаю, что это одно из самых лучших мест в Москве, где можно играть эту музыку, где публика сразу попадает в аутентичную атмосферу не только звуков, но и садово-паркового искусства, и архитектуры.
- Звук в музее-усадьбе как-то иначе распространяется, существует в этом пространстве по-другому?
- Безусловно, по-другому. Вообще театральная акустика своеобразна, в ней есть свои очень интересные законы распределения и окрашиваемости звука. Именно в этом дворце, в этом театре, где практически все сделано из дерева, есть какие-то серьезные акустические моменты, благодаря которым инструменты, особенно старые, начинают звучать совершенно по-другому. И еще один очень интересный момент: повышенная влажность, которая присутствует в этом театре и иногда создает некоторую неуютность для слушателя и для исполнителя, способствует тому, что инструменты раскрывают с новой силой, с новыми красками. Есть что-то итальянское в этом климате, а Италия - это родина не только самых лучших инструментов, но и самых лучших певческих голосов.
- Вы назвали свою программу "Виртуозы кабинета Ее Императорского Величества". Какое Величество вы имеете в виду?
- Тут есть небольшая уловка. Один из современников Екатерины Второй очень, как мне кажется, удачно выразился, назвав музыкантов того времени именно "виртуозами кабинета". Конечно, он имел в виду Екатерину Вторую, но практический весь XVIII век имел женское лицо, и вполне можно расширить исторические рамки этой программы, что, собственно, мы и делаем. В основном именно эта программа связана с музыкантами, которые работали при русском дворе, это музыканты-итальянцы. Будут представлены такие крупные представители, как Джузеппе Сарти, Джованни Паизиелло, Бальтазар Галуппи. Они все были капельмейстерами. Ряд произведений, которые будут исполняться, написаны этими композиторами в России. Большинство итальянских композиторов, приезжая в Россию, принимали православие. Например, Джузеппе Сарти – его музыка до сих пор звучит в русской православной церкви, и многие не знают, что эта музыка написана итальянским композитором. Джузеппе Сарти сумел соединить европейскую полифонию, которой он был научен у лучших педагогов Европы, с русской подголосочной полифонией.
Мы играем три сонаты Сарти, арии из опер, в частности, из оперы "Эней в Лацио", которая была написана Сарти на бракосочетание дочерей Павла Первого. 9 июля у нас будет две скрипки, виолончель, гобой. Щипковые инструменты будут представлены барочной гитарой, удивительной лютневидной гитарой, которая еще называется вандерфогель, китароном и лютней. Солистка - сопрано Светлана Маркина.
Музыкантов "Солисты Барокко" объединяет общая концепция "Северного Парнаса". То есть участники коллектива считают, что не только европейская культура XVIII - начала XIX веков оказывала влияние на русскую, но и русская, в том числе, народная и православная традиции, формировала европейское музыкальное пространство. "Виртуозы кабинета Ее Императорского Величества", итальянские музыканты, жившие в России XVIII века - тема концерта в театре-дворце Останкино.
Художественный руководитель московского ансамбля "Солисты Барокко" Андрей Спиридонов рассказал об атмосфере старинного театра:
- Думаю, что это одно из самых лучших мест в Москве, где можно играть эту музыку, где публика сразу попадает в аутентичную атмосферу не только звуков, но и садово-паркового искусства, и архитектуры.
- Звук в музее-усадьбе как-то иначе распространяется, существует в этом пространстве по-другому?
- Безусловно, по-другому. Вообще театральная акустика своеобразна, в ней есть свои очень интересные законы распределения и окрашиваемости звука. Именно в этом дворце, в этом театре, где практически все сделано из дерева, есть какие-то серьезные акустические моменты, благодаря которым инструменты, особенно старые, начинают звучать совершенно по-другому. И еще один очень интересный момент: повышенная влажность, которая присутствует в этом театре и иногда создает некоторую неуютность для слушателя и для исполнителя, способствует тому, что инструменты раскрывают с новой силой, с новыми красками. Есть что-то итальянское в этом климате, а Италия - это родина не только самых лучших инструментов, но и самых лучших певческих голосов.
- Вы назвали свою программу "Виртуозы кабинета Ее Императорского Величества". Какое Величество вы имеете в виду?
В основном именно эта программа связана с музыкантами, которые работали при русском дворе, это музыканты-итальянцы
- Тут есть небольшая уловка. Один из современников Екатерины Второй очень, как мне кажется, удачно выразился, назвав музыкантов того времени именно "виртуозами кабинета". Конечно, он имел в виду Екатерину Вторую, но практический весь XVIII век имел женское лицо, и вполне можно расширить исторические рамки этой программы, что, собственно, мы и делаем. В основном именно эта программа связана с музыкантами, которые работали при русском дворе, это музыканты-итальянцы. Будут представлены такие крупные представители, как Джузеппе Сарти, Джованни Паизиелло, Бальтазар Галуппи. Они все были капельмейстерами. Ряд произведений, которые будут исполняться, написаны этими композиторами в России. Большинство итальянских композиторов, приезжая в Россию, принимали православие. Например, Джузеппе Сарти – его музыка до сих пор звучит в русской православной церкви, и многие не знают, что эта музыка написана итальянским композитором. Джузеппе Сарти сумел соединить европейскую полифонию, которой он был научен у лучших педагогов Европы, с русской подголосочной полифонией.
Мы играем три сонаты Сарти, арии из опер, в частности, из оперы "Эней в Лацио", которая была написана Сарти на бракосочетание дочерей Павла Первого. 9 июля у нас будет две скрипки, виолончель, гобой. Щипковые инструменты будут представлены барочной гитарой, удивительной лютневидной гитарой, которая еще называется вандерфогель, китароном и лютней. Солистка - сопрано Светлана Маркина.