Шахтеризада

Russia -- miners, pitman smoke cigarettes, relaxing. Mining, Kemerovo, 03Aug2006

Исполняется 20 лет с начала массовых волнений шахтеров в СССР, которые, как считается, положили начало новым трудовым отношениям между работниками и работодателями.

11 июля 1989 года в городе Междуреченске Кемеровской области началась массовая забастовка всех угледобывающих предприятий с требованием повышения зарплаты и улучшения условий труда. К акции присоединились все шахтеры Кузбасса. На протяжении нескольких лет, уже после распада СССР, именно шахтерские стачкомы, а затем профсоюзы заставляли власти вступать в прямой диалог с трудящимися.

К чему пришло постсоветское рабочее движение через 20 лет после знаменитой кемеровской стачки? На этот вопрос в эфире Радио Свобода ответил лидер "Росуглепрофа" Иван Мохначук:
Если говорить о правах и свободах, гражданских и политических, то добились гораздо большего, чем было. А если говорить об уровне жизни, социальной защите, перспективе пенсионного обеспечения и остального, то многое потеряли

- Не стало Советского Союза, в котором произошли эти забастовки. Это первое. Что касается развития рабочего движения после массовых забастовок 1989 года, то удалось прежде всего изменить систему взаимоотношений, построить институты социального партнерства, регулирующие отношения работодателя, работника и государства.

Если говорить о правах и свободах, гражданских и политических, то добились гораздо большего, чем было. А если говорить об уровне жизни, социальной защите, перспективе пенсионного обеспечения и остального, то многое потеряли.

По поводу 20-летия шахтерских забастовок наш профсоюз никаких заявлений не делал. Потому что мы считаем, что это бессмысленно. Вместе с тем, у нас есть отраслевое тарифное соглашение. Мы очень жестко в условиях кризиса пытаемся отслеживать его выполнение, чтобы не уронить жизненный уровень и покупательную способность шахтеров.

Я думаю, что не стоит ожидать массовых выступлений, как 20 лет назад. Ситуация сложная. Возможны отдельные проявления, но в целом такого цунами не будет.

Депутат Государственной Думы от "Единой Росси" Павел Медведев размышлял в эфире Радио Свобода об эффективности забастовочной формы протеста:

- Было несколько случаев, когда протесты граждан, работников каких-то предприятий, производили эффект чрезвычайно быстро. Были случаи, когда месяцами люди доказывали свою правоту, а их просто не слышали. Я считаю, что каждый должен отстаивать свои права. Шахтеры в каком-то смысле боролись против советской власти. Теперь конфликты возникают, как правило, между частным работодателем и гражданином. Это все-таки конфликт другого типа. Он принципиально локальный. Противоречия возникают не между государством или гражданином или группой трудящихся, а между работодателем и трудящимися. Осенью ситуация может серьезно измениться.