ЮКОС пожаловался на Россию в Страсбург

Александр Осовцов

В Хамовническом суде Москвы во вторник возобновились слушания по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. В понедельник стало известно, что в сентябре жалобу Михаила Ходорковского будет рассматривать Европейский суд по правам человека.

Москва уже готовится к разбирательству и указывает Страсбургу на нарушения, допущенные при подаче жалобы. При этом глава Минюста Коновалов отметил, что Россия рассматривает данный процесс как рядовой. "Ничего из ряда вон выходящего в этом процессе мы не наблюдаем, и все будет идти своим чередом", - заключил он.

В свою очередь сторонники Михаила Ходорковского считают, что прокуроры намеренно затягивают процесс в расчете на то, что рано или поздно всем станет скучно и общественность перестанет следить за ним. Поэтому ему посвятили проект-конкурс "Рисуем суд" - с целью поддержать к судебному процессу общественный интерес.

Владимир Кара-Мурза: Процесс по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в Хамовническом суде столицы отныне разворачивается на фоне решения Страсбургского суда, который назначил на 19 ноября слушания по корпоративной жалобе ЮКОСа на незаконный отъем собственности. Жалоба ЮКОСа подана его лондонским адвокатом Пирсом Гарднером и касается принудительного исполнения налоговых решений и продажи с торгов основного актива ЮКОСа - 77% акций ОАО «Юганскнефтегаз». Пакет купила некая ООО «Байкалфинансгруп», которая сразу после торгов была куплена компанией «Роснефть». При этом, по мнению немецкого депутата от партии «зеленых» Райндрера Штейнблока, который побывал во вторник в суде, в способе разбирательства заметно какое-то намерение, а доказательства обвинения по второму делу против Михаила Ходорковского основаны на более чем сомнительных документах. Министр юстиции России Александр Коновалов считает грядущий Страсбургский процесс рядовым и намерен обратить внимание на процессуальные нарушения, допущенные при подаче жалобы. Перспективы судебных слушаний дела «ЮКОС против России» в Страсбургском суде по правам человека мы обсуждаем с бывшим директором программ фонда «Открытая Россия» Александром Осовцовым. Как вы считаете, изменится ли тональность на процессе в Хамовническом суде после решения о приемлемости жалобы ЮКОСа в Страсбургском суде?
Я, как и многие, уже затрудняюсь даже предположить, где именно принимаются важнейшие решения, хотя по этому делу скорее всего в Белом доме, начнут всячески демонстрировать, что Запад вообще не указ

Александр Осовцов: Сразу, конечно, точно не изменится. А дальше возможны два варианта. Вариант первый: наоборот, ужесточение - это будет означать, что российская власть, причем, разумеется, высшая власть, Кремль - Белый дом, Белый дом – Кремль, я, как и многие, уже затрудняюсь даже предположить, где именно принимаются важнейшие решения, хотя по этому делу скорее всего в Белом доме, начнут всячески демонстрировать, что Запад вообще не указ, а Страсбургский суд, который, вообще говоря, не есть западная институция - это тоже сборище агентов влияния, врагов России, которые только и мешают ей подниматься с колен и так далее, и все в этом духе. Или вариант второй, когда в преддверии тех бюджетных, уже не экономических, а бюджетных собственно проблем, о которых понятнее всех неоднократно информировал общество министр финансов Кудрин, в преддверии заимствований на западных рынках, прежде всего, конечно, в международных финансовых институтах, таких как МВФ и Всемирный банк, но весьма вероятно, опять-таки, ссылаясь на министра финансов, и на финансовых рынках, в банковских структурах прежде всего уже надо начинать иначе себя позиционировать. Вот я думаю, в зависимости от этого, от баланса этих интересов, естественно, силы тех или иных конкретных персонажей под ковром высшей российской политики и будут приняты те решения, которые повлияют или не повлияют на тональность.

Владимир Кара-Мурза: Лев Пономарев, исполнительный директор движения «За права человека», председатель Фонда в защиту заключенных, удивлен наглостью кремлевских политтехнологов.
То есть вообще был беспрецедентный спектакль, для всей страны разыгрывался. Публичный отъем собственности, но при этом он прошел безнаказанно

Лев Пономарев: Мы-то знаем, что этот «Байкалфинансгруп» возникла как черт из табакерки. Это было просто совершенно поразительное наглядное демонстрирование отъема собственности на всю страну. Но при этом отъем собственности делает человек, близкий к президенту Путину. Причем Путин сам признался: да, я знаю эту группу, мол, я ей доверяю. То есть вообще был беспрецедентный спектакль, для всей страны разыгрывался. Публичный отъем собственности, но при этом он прошел безнаказанно. Конечно, я понимаю, что он был незаконен и поэтому надеюсь, что рано или поздно законность восторжествует. Неслучайно и мы занимаемся защитой Ходорковского и Лебедева и по первому, и по второму процессу. И тоже надеюсь на победу, и сам Ходорковский и Лебедев надеются на победу, иначе зачем жить.

Владимир Кара-Мурза: Напомните, пожалуйста, обстоятельства покупки акций «Юганснефтегаза» ООО «Байкалфинансгруп».

Александр Осовцов: Обстоятельства, конечно, были любопытные. Так как ни у одного сколько-нибудь знакомого, не то, что профессионального юриста, специалиста в области фондовых рынков, акционерных сделок или что-нибудь в этом роде, а у любого мало-мальски знакомого с темой человека не вызывало никакого сомнения, что если «Роснефть», а она была, ясное дело, основным претендентом на этот актив, сразу так или иначе на торгах или любым иным способом «купит» или иначе получит акции «Юганскнефтегаза», то это сделка будет вызывать, мягко говоря, большие сомнения и может быть оспорена во многих западных судах. Отнюдь не только в Страсбурге, потому что ведь в акционерном капитале ЮКОСа участвовали очень многие индивидуальные акционеры из-за границы, американские пенсионные фонды, не один причем. Поэтому то, что может понадобиться прокладка – это предполагалось, но только никто не мог сказать, а кто же решится на эту роль. Потому что никому действительно не приходило в голову, что в этой роли может оказаться неизвестно кто. Так вот, у кремлевских кукловодов этого процесса, процесса в широком смысле слова, не только судебного, хватило наглости на то, чтобы выставить в роли промежуточного владельца даже не фирму-прокладку, а то, что на бизнесовом жаргоне 90-х называлось словом «помойка», то есть однодневка. Какая-то непонятно кто «Байкалфинансгруп», зарегистрированная в Твери, я сам, будучи в Твери, видел это здание, где якобы находилась эта компания, просто имела юридический адрес – это старый обшарпанный, по-моему, двухэтажный домик, где на первом этаже находилась рюмочная «Лондон». Вот я это видел своими глазами. Теперь представьте себе, что это неизвестно что купило один из самых дорогих бизнес-активов России.

Владимир Кара-Мурза: И мира.

Александр Осовцов: России точно один из самых дорогих, но и, безусловно, Володя, вы правы, что может быть самый дорогой в мире, которые в том году продавались и покупались. Потому что есть вещи, которые не продаются. И когда обалдели буквально все в мире, кто хоть что-то в этом понимает, то разъяснения внес президент Путин. Он, правда, говорился, сначала сказал «Балт». Я как его земляк понимаю, что для нас Балтика ближе, чем Байкал, тем более Тверь ближе к Балтике, чем к Байкалу, а тут Байкал в Твери - не пойми что. И он сказал: спокойно, эти люди опытные нефтяники, я их лично знаю. Что любопытно, он до сих пор, по крайней мере, публично ни с кем не поделился своим знанием. Так никто и не знает, что это за опытные нефтяники, хоть один, кто эти люди, как принято иногда формулировать. И потом этот «Байкалфинансгруп» спокойно перепродал «Роснефти», явно тут жульническая схема, рассчитанная на то, что «Роснефть» после этого стала добросовестным приобретателем. А в случае чего все претензии к «Байкалфинансгруп», с которой, как вы понимаете, ничего получить нельзя. Но это на самом деле расчет не только наивный, но и, извините за такие слова, дурацкий. Потому что это все настолько шито белыми нитками, что если и когда дойдет до судебного процесса, то очевидным образом эта сделка будет признана ничтожной.

Владимир Кара-Мурза: Евгений Ясин, бывший министр экономики Российской Федерации, ныне научный руководитель Высшей школы экономики, подчеркивает принципиальный характер дела ЮКОСа.

Евгений Ясин: В принципе дело ЮКОСа для российской власти очень важное. Я не знаю, как там отдельно «Байкалфинансгруп», поскольку это просто незаконная операция очевидно. Причем проведена была абсолютно без всякого стеснения и, конечно, будет памятником позора, я считаю. А что касается дела ЮКОСа, это переломное для всего режима, оно означает его начало. Что будет с этим судом, я не знаю, доказать вину второй раз по тому же делу, первый раз это было с колоссальными натяжками, а сейчас такое впечатление, что просто нарочно тянут, потому что решение не принято, решение не хорошее, которое устраивает власти, а принять хорошее решение законное и полезное для страны, потому что Ходорковский выпущенный мог бы быть очень важным доказательством действительного стремления в России поменять политику и добиться большего доверия со стороны бизнеса и повышения деловой активности, более быстрого выхода из кризиса. Но, видимо, это все, как многое в России, невозможно объяснить.



Полная стенограмма программы "Грани времени" с Владимиром Кара-Мурзой появится на сайте в ближайшие часы.