Ирина Лагунина: До конца этой недели руководство косовских албанцев отправит в Международный суд ООН свои дополнительные аргументы о легитимности провозглашённой в одностороннем порядке независимости Косово. Во вторник в Приштине побывал верховный комиссар Европейского Союза по внешней политике Хавьер Солана. Он заявил, что одной из главных задач нового государства должно быть создание в Косово многоэтнического общества. А сербов он призвал принять участия в предстоящих в Косово осенью выборах в местные органы власти, чтобы они сами смогли влиять на создание лучших условий жизни для самих же себя. Но как относится Белград к этим призывам? Из столицы Сербии – Айя Куге.
Айя Куге: Прошло уже почти полтора года с тех пор, как Косово провозгласило независимость от Сербии, а положение косовских сербов остаётся неясным. Их осталось в Косово около ста тысяч. Они смотрят в сторону Белграда, ожидая от правительства Сербии инструкций, как жить дальше. Однако в последнее время стало случаться, что сербы из Косово сами пытаются решать свою судьбу. Так, в последний день июня почти все сербские полицейские вернулись в состав Косовской полицейской службы. Сразу после провозглашении независимости в февраля 2008 года они, по призыву Белграда, демонстративно покинули свои рабочие места, отказавшись подчиняться Приштине. Сербские власти тогда обещали обеспечить их новыми рабочими местами, а до тех пор выдавать зарплаты. Но сербским полицейским, несмотря на бойкот службы, который продолжался больше года, зарплаты поступали из Приштины. А с 30 июня им грозила опасность потерять рабочие места, и почти все они вернулись на работу. Официальный Белград неожиданно поддержал этот их шаг.
Мы разговариваем с представителем Министерства по Косово правительства Сербии Миливоем Михайловичем. Насколько важно сербам из Косово иметь в полиции своих соплеменников?
Миливое Михайлович: Это много значит для сербского населения в Косово и Метохии. На этой территории, где существовала и существует межэтническая напряжённость, для сербов крайне важно, чтобы в составе полиции были сербы. Им люди больше доверяют, они больше могут повлиять на безопасность. Их этническая принадлежность существенно влияет на поддержку полиции со стороны местного населения. С уверенностью можно сказать, что возвращение сербов в косовскую полицейскую службу будет благоприятствовать безопасности в сербских муниципалитетах.
Айя Куге: Вы сказали: «в сербских муниципалитетах». Однако правительство Сербии призывает сербов не принимать участия в предстоящих в Косово выборах местного самоуправления. Как тогда сербы смогут на местном уровне защищать свои права, решать с Приштиной свои практические проблемы?
Миливое Михайлович: Местное самоуправление было избрано на сербских выборах и оно работает во всех муниципалитетах Косово и Метохии, где в минувшем году прошли наши выборы. На данный момент нет условий, чтобы Белград смог призвать сербов принять участие в албанских выборах - прежде всего потому, что местные выборы в Косово объявили временные косовские органы власти – а это не соответствует резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. Такова оценка правительства Сербии.
Айя Куге: Однако в Косово есть сербы, правда, принадлежащие к радикальным националистическим кругам, которые отказываются прислушаться к Белграду. Они устраивают на севере Косово блокады дорог, протестуя против установления таможенного контроля на границы с Сербией, несмотря на то, что Белград достиг договорённости с международным сообществом о том, что Косово является отдельной и единой таможенной зоной. Недавно группа сербов в Косово забросала камнями колонну автомашин, в которой были три министра правительства Сербии, в том числе министр по Косово.
Миливое Михайлович: Эту ситуацию провоцируют некоторые оппозиционные политические партии. Мне кажется неестественным, что сербы на севере Косово протестуют против таможни, ведь таможня-то ещё не установлена. В этих протестах много неясного. По-моему, мы все заинтересованы в том, чтобы на границе с Косово существовал контроль - против контрабанды и другого криминала. Если в этом процессе участвует Сербия, наряду с ООН, с местным населением проблем быть не должно. Это в их интересах, чтобы там не совершались преступные действия. Я считаю, что после десяти лет беззакония в Косово и Метохии, пришло время навести порядок.
Айя Куге: Миливое Михайлович выразил официальную позицию правительства Сербии. Обратимся к директору белградской неправительственной организации «Форум по этническим отношениям», специалисту по Косово Душану Яничу.
Многим политика Сербии в Косово кажется противоречивой. С одной стороны, Белград согласен с возвращением сербских полицейских в Косовскую полицейскую службу, как и с установлением таможни на границах с Косово. С другой стороны, Сербия строго выступает против участия сербов в выборах местных органов власти – под предлогом, что это, дескать, означает признание независимости Косово.
Душан Янич: Официальный Белград согласился с решением сербов вернуться в Косовскую полицейскую службу, не участвуя, однако, активно в подготовке этого решения. Сербия это оставила решать самим полицейским. Можно сказать, что Белград был информирован об их желании, но я не уверен, что согласие с таким решением было полным. А что касается выборов, это странно, что правительство Сербии так поспешно призвало сербов в них не участвовать. Ожидалось, что сначала будут вестись переговоры, после которых ясного призыва - ни к бойкоту, ни к участию в выборах – не последует. Но теперь можно сделать лишь один вывод – у правительства Сербии нет ясной политики в отношении внутренних событий в Косово, а следовательно, у него нет и ясной политики по вопросу, что делать с сербами, оставшимися в Косово.
Айя Куге: Но сербы в Косово ведь имеют и своих лидеров. Какую политику они поддерживают?
Душан Янич: Что касается людей, называемых лидерами косовских сербов, это действительно странная смесь – никто из них не избран на нормальных, честных, демократических выборах. Например, лидеры из Сербского национального совета – сначала это была неформальная организация косовских сербов, а потом большинство его членов вошли в партии, прежде всего в Радикальную партию, или примкнули к националистам Воислава Коштуницы. Другая группа так называемого руководства косовских сербов – это разные председатели параллельных албанским сербских муниципалитетов в Косово. Их назначает и содержит Белград, местные жители зачастую даже не знают их в лицо, хотя именно эти люди, по сути, самые влиятельные. Существует и третья группа лидеров, которые принимают участие в выборах власти в Косово, сотрудничают с Приштиной. Чаще всего они просто пристроились, чтобы материально улучшить свои условия жизни – у них нет никакой политической идеи. Из всего этого можно сделать вывод, что у косовских сербов нет сформировавшейся по демократическим правилам политической элиты - и нет ее по той причине, что Белград этого не позволяет.
Айя Куге: Недовольство косовских сербов огромно и продолжает нарастать – в их жизни ничто не решается к лучшему.
Душан Янич: Если поговорить с обычными людьми, видно, что они очень недовольны, прежде всего, своими лидерами. Однако в Косово нет механизмов, с помощью которых большинство сербов могли бы выразить свою волю. Это - одна из причин их недовольства Белградом. Другая: неважно, сколько Сербия помогает косовским сербам, они чувствуют, что этого недостаточно – живётся им крайне тяжело. Но несмотря на то, что сербы недовольны Белградом, они все равно опираются на Белград – по той простой причине, что их недовольство международным сообществом и Приштиной ещё больше. Ведь международное сообщество и албанское руководство позволили, чтобы сербы остались жить взаперти, в анклавах, как подданные Белграда. А Белград далеко. Кроме того, всё ещё не существует ясной стратегии Приштины и международного сообщества, как интегрировать сербов в косовское общество. Проблема интеграции ставится только как вопрос участия в выборах.
Айя Куге: Руководство Сербии уже полтора года постоянно повторяет: «Мы никогда не признаем независимость Косово. Косово было и остаётся частью Сербии». Но несмотря на этот лозунг, понимаете ли вы, как Белград планирует решать реальные проблемы сербов в Косово?
Душан Янич: На самом деле нынешний подход властей Сербии к Косово не отличается от раннего периода власти Слободана Милошевича, когда он злоупотреблял Косово с целью национальной мобилизации. В те времена Милошевич обещал сербам контроль над албанцами, а потом говорил о разделе территории. Я лично сегодня не вижу ни одной новой идеи. К сожалению, у тех, кто находится у власти в Белграде, нет абсолютно никакого плана, и они все больше теряют интерес к Косово. А такое отношение Белграда подстегивает пренебрежительное отношение к местным сербам со стороны международных представителей в Косово и косовских албанцев. Я опасаюсь, что косовские сербы в течение следующих пяти – шести лет будут вообще оставлены на произвол судьбы. То есть: одна их часть переедет в Сербию, кто-то согласится жить по албанским правилам, а третьи будут пассивно жить на пределе возможности и мечтать в один день переселиться в какую-то третью страну.
Айя Куге: Мы беседовали с белградским специалистом по Косово Душаном Яничем.
Айя Куге: Прошло уже почти полтора года с тех пор, как Косово провозгласило независимость от Сербии, а положение косовских сербов остаётся неясным. Их осталось в Косово около ста тысяч. Они смотрят в сторону Белграда, ожидая от правительства Сербии инструкций, как жить дальше. Однако в последнее время стало случаться, что сербы из Косово сами пытаются решать свою судьбу. Так, в последний день июня почти все сербские полицейские вернулись в состав Косовской полицейской службы. Сразу после провозглашении независимости в февраля 2008 года они, по призыву Белграда, демонстративно покинули свои рабочие места, отказавшись подчиняться Приштине. Сербские власти тогда обещали обеспечить их новыми рабочими местами, а до тех пор выдавать зарплаты. Но сербским полицейским, несмотря на бойкот службы, который продолжался больше года, зарплаты поступали из Приштины. А с 30 июня им грозила опасность потерять рабочие места, и почти все они вернулись на работу. Официальный Белград неожиданно поддержал этот их шаг.
Мы разговариваем с представителем Министерства по Косово правительства Сербии Миливоем Михайловичем. Насколько важно сербам из Косово иметь в полиции своих соплеменников?
Миливое Михайлович: Это много значит для сербского населения в Косово и Метохии. На этой территории, где существовала и существует межэтническая напряжённость, для сербов крайне важно, чтобы в составе полиции были сербы. Им люди больше доверяют, они больше могут повлиять на безопасность. Их этническая принадлежность существенно влияет на поддержку полиции со стороны местного населения. С уверенностью можно сказать, что возвращение сербов в косовскую полицейскую службу будет благоприятствовать безопасности в сербских муниципалитетах.
Айя Куге: Вы сказали: «в сербских муниципалитетах». Однако правительство Сербии призывает сербов не принимать участия в предстоящих в Косово выборах местного самоуправления. Как тогда сербы смогут на местном уровне защищать свои права, решать с Приштиной свои практические проблемы?
Миливое Михайлович: Местное самоуправление было избрано на сербских выборах и оно работает во всех муниципалитетах Косово и Метохии, где в минувшем году прошли наши выборы. На данный момент нет условий, чтобы Белград смог призвать сербов принять участие в албанских выборах - прежде всего потому, что местные выборы в Косово объявили временные косовские органы власти – а это не соответствует резолюции 1244 Совета Безопасности ООН. Такова оценка правительства Сербии.
Айя Куге: Однако в Косово есть сербы, правда, принадлежащие к радикальным националистическим кругам, которые отказываются прислушаться к Белграду. Они устраивают на севере Косово блокады дорог, протестуя против установления таможенного контроля на границы с Сербией, несмотря на то, что Белград достиг договорённости с международным сообществом о том, что Косово является отдельной и единой таможенной зоной. Недавно группа сербов в Косово забросала камнями колонну автомашин, в которой были три министра правительства Сербии, в том числе министр по Косово.
Миливое Михайлович: Эту ситуацию провоцируют некоторые оппозиционные политические партии. Мне кажется неестественным, что сербы на севере Косово протестуют против таможни, ведь таможня-то ещё не установлена. В этих протестах много неясного. По-моему, мы все заинтересованы в том, чтобы на границе с Косово существовал контроль - против контрабанды и другого криминала. Если в этом процессе участвует Сербия, наряду с ООН, с местным населением проблем быть не должно. Это в их интересах, чтобы там не совершались преступные действия. Я считаю, что после десяти лет беззакония в Косово и Метохии, пришло время навести порядок.
Айя Куге: Миливое Михайлович выразил официальную позицию правительства Сербии. Обратимся к директору белградской неправительственной организации «Форум по этническим отношениям», специалисту по Косово Душану Яничу.
Многим политика Сербии в Косово кажется противоречивой. С одной стороны, Белград согласен с возвращением сербских полицейских в Косовскую полицейскую службу, как и с установлением таможни на границах с Косово. С другой стороны, Сербия строго выступает против участия сербов в выборах местных органов власти – под предлогом, что это, дескать, означает признание независимости Косово.
Душан Янич: Официальный Белград согласился с решением сербов вернуться в Косовскую полицейскую службу, не участвуя, однако, активно в подготовке этого решения. Сербия это оставила решать самим полицейским. Можно сказать, что Белград был информирован об их желании, но я не уверен, что согласие с таким решением было полным. А что касается выборов, это странно, что правительство Сербии так поспешно призвало сербов в них не участвовать. Ожидалось, что сначала будут вестись переговоры, после которых ясного призыва - ни к бойкоту, ни к участию в выборах – не последует. Но теперь можно сделать лишь один вывод – у правительства Сербии нет ясной политики в отношении внутренних событий в Косово, а следовательно, у него нет и ясной политики по вопросу, что делать с сербами, оставшимися в Косово.
Айя Куге: Но сербы в Косово ведь имеют и своих лидеров. Какую политику они поддерживают?
Душан Янич: Что касается людей, называемых лидерами косовских сербов, это действительно странная смесь – никто из них не избран на нормальных, честных, демократических выборах. Например, лидеры из Сербского национального совета – сначала это была неформальная организация косовских сербов, а потом большинство его членов вошли в партии, прежде всего в Радикальную партию, или примкнули к националистам Воислава Коштуницы. Другая группа так называемого руководства косовских сербов – это разные председатели параллельных албанским сербских муниципалитетов в Косово. Их назначает и содержит Белград, местные жители зачастую даже не знают их в лицо, хотя именно эти люди, по сути, самые влиятельные. Существует и третья группа лидеров, которые принимают участие в выборах власти в Косово, сотрудничают с Приштиной. Чаще всего они просто пристроились, чтобы материально улучшить свои условия жизни – у них нет никакой политической идеи. Из всего этого можно сделать вывод, что у косовских сербов нет сформировавшейся по демократическим правилам политической элиты - и нет ее по той причине, что Белград этого не позволяет.
Айя Куге: Недовольство косовских сербов огромно и продолжает нарастать – в их жизни ничто не решается к лучшему.
Душан Янич: Если поговорить с обычными людьми, видно, что они очень недовольны, прежде всего, своими лидерами. Однако в Косово нет механизмов, с помощью которых большинство сербов могли бы выразить свою волю. Это - одна из причин их недовольства Белградом. Другая: неважно, сколько Сербия помогает косовским сербам, они чувствуют, что этого недостаточно – живётся им крайне тяжело. Но несмотря на то, что сербы недовольны Белградом, они все равно опираются на Белград – по той простой причине, что их недовольство международным сообществом и Приштиной ещё больше. Ведь международное сообщество и албанское руководство позволили, чтобы сербы остались жить взаперти, в анклавах, как подданные Белграда. А Белград далеко. Кроме того, всё ещё не существует ясной стратегии Приштины и международного сообщества, как интегрировать сербов в косовское общество. Проблема интеграции ставится только как вопрос участия в выборах.
Айя Куге: Руководство Сербии уже полтора года постоянно повторяет: «Мы никогда не признаем независимость Косово. Косово было и остаётся частью Сербии». Но несмотря на этот лозунг, понимаете ли вы, как Белград планирует решать реальные проблемы сербов в Косово?
Душан Янич: На самом деле нынешний подход властей Сербии к Косово не отличается от раннего периода власти Слободана Милошевича, когда он злоупотреблял Косово с целью национальной мобилизации. В те времена Милошевич обещал сербам контроль над албанцами, а потом говорил о разделе территории. Я лично сегодня не вижу ни одной новой идеи. К сожалению, у тех, кто находится у власти в Белграде, нет абсолютно никакого плана, и они все больше теряют интерес к Косово. А такое отношение Белграда подстегивает пренебрежительное отношение к местным сербам со стороны международных представителей в Косово и косовских албанцев. Я опасаюсь, что косовские сербы в течение следующих пяти – шести лет будут вообще оставлены на произвол судьбы. То есть: одна их часть переедет в Сербию, кто-то согласится жить по албанским правилам, а третьи будут пассивно жить на пределе возможности и мечтать в один день переселиться в какую-то третью страну.
Айя Куге: Мы беседовали с белградским специалистом по Косово Душаном Яничем.