Большой театр гастролирует в Милане. За пультом – Александр Ведерников. 18 июля он собирается объявить, что покидает пост главного дирижера ГАБТа.
Александр Ведерников рассматривает гастроли в Милане как "некий итог 8-летней работы в Большом театре" и говорит, что уходит "из-за разногласий с администрацией театра". Директор ГАБТа Анатолий Иксанов информацию об отставке главного дирижера подтверждает и сообщает, что ближайшие пять-семь лет театр будет работать с приглашенными дирижерами - Владимиром Юровским, Василием Синайским, Александром Лазаревым, Теодором Курентзисом и Кириллом Петренко.
Вот как комментируют новость музыковеды, музыкальные критики, обозреватели центральных изданий.
- На мой взгляд, фигура Александра Ведерникова никогда не была адекватной масштабу и уровню того Большого театра, который мы вообще знали, - говорит музыкальный критик Екатерина Кретова. - Что касается самой идеи приглашенных дирижеров, то она какая-то компромиссная, промежуточная.
- Уход Ведерникова с поста главного дирижера Большого театра надо воспринимать скорее положительно, - уверен профессор Алексей Парин. - Все-таки Большой театр - ведущий театр страны. И, конечно, на посту главного дирижера должна быть выдающаяся музыкантская личность - каковой все-таки хороший дирижер Александр Ведерников не является. Что касается дирижерской коллегии, то это - дирижеры с именами: каждый из них представляет определенное направление в современном дирижировании. Но необходим если не главный дирижер, то главный капельмейстер, как это раньше называлось – тот, кто будет следить за высокими технологическими качествами этого оркестра.
Следует уточнить, что о дирижерской коллегии пока речь не идет, просто к сотрудничеству приглашено пять дирижеров. Обозреватель РС Юрий Васильев назвал такую конструкцию "десятиножником":
- Не первый раз большие перемены в Большом театре происходят в то время, когда часть труппы либо вся труппа находится на гастролях. Что же касается "коллегии" - действительно, нужен первый среди равных, который будет в итоге отвечать за музыкальную политику всего Большого театра. Многие маэстро дирижируют в Мариинке - но мы знаем, что там есть Валерий Гергиев. Александр Ведерников за восемь лет показал себя как хороший "рабочий" оперный дирижер. Большой театр встал на реконструкцию, была построена новая сцена, которую надо было опробовать, на которую надо было переносить старые вещи и, безусловно, делать новые постановки, - со всем этим Ведерников справился.
- Для меня уход Александра Ведерникова - это несомненная утрата, хотя не всеми его работами я была удовлетворена, - говорит музыкальный критик Наталья Зимянина. - Но то, что он высокий профессионал, это абсолютно точно. Я совершенно не понимаю, как такое административно обветшалое создание, как Большой театр, сможет существовать без главного дирижера. За оркестром все время кто-то должен следить. Это должен быть один человек, хорошо знающий оркестровые детали, партитуры, прекрасно понимающий, что такое дирижировать оперой и что такое дирижировать балетом. В том, как дальше будет существовать Большой театр, для меня отныне – полная неопределенность.
Петр Поспелов, музыковед и композитор, признает заслуги Ведерникова и очень высоко оценивает творческие возможности пятерки приглашенных дирижеров. Вместе с тем он не считает, что отставкой Александра Ведерникова можно решить все проблемы Большого театра.
- Волны реформ в театре очень недолгие, очень скоро все затихает, и нужно начинать сначала. Ни уход Ведерникова, ни приход новых дирижеров проблем Большого театра не решат: существует никому не нужная, раздутая постоянная труппа, контрактная система так и не работает. Очень много творческих проблем, главным образом связанных с тем, что в театре просто нет художественного руководителя: Большим руководит Анатолий Иксанов - не музыкант, не художник, хотя и очень профессиональный директор. По-моему, те дирижеры, которые будут работать в Большом театре, не будут вырабатывать какую-то совместную линию. А управлять театром будет директор - естественно, внимательно выслушивающий каждого из них. Такая ситуация, на мой взгляд, все-таки не идеальна: тут во главе должна быть какая-то художественная воля.
Александр Ведерников рассматривает гастроли в Милане как "некий итог 8-летней работы в Большом театре" и говорит, что уходит "из-за разногласий с администрацией театра". Директор ГАБТа Анатолий Иксанов информацию об отставке главного дирижера подтверждает и сообщает, что ближайшие пять-семь лет театр будет работать с приглашенными дирижерами - Владимиром Юровским, Василием Синайским, Александром Лазаревым, Теодором Курентзисом и Кириллом Петренко.
Вот как комментируют новость музыковеды, музыкальные критики, обозреватели центральных изданий.
- На мой взгляд, фигура Александра Ведерникова никогда не была адекватной масштабу и уровню того Большого театра, который мы вообще знали, - говорит музыкальный критик Екатерина Кретова. - Что касается самой идеи приглашенных дирижеров, то она какая-то компромиссная, промежуточная.
Уход Ведерникова с поста главного дирижера Большого театра надо воспринимать скорее положительно
- Уход Ведерникова с поста главного дирижера Большого театра надо воспринимать скорее положительно, - уверен профессор Алексей Парин. - Все-таки Большой театр - ведущий театр страны. И, конечно, на посту главного дирижера должна быть выдающаяся музыкантская личность - каковой все-таки хороший дирижер Александр Ведерников не является. Что касается дирижерской коллегии, то это - дирижеры с именами: каждый из них представляет определенное направление в современном дирижировании. Но необходим если не главный дирижер, то главный капельмейстер, как это раньше называлось – тот, кто будет следить за высокими технологическими качествами этого оркестра.
Следует уточнить, что о дирижерской коллегии пока речь не идет, просто к сотрудничеству приглашено пять дирижеров. Обозреватель РС Юрий Васильев назвал такую конструкцию "десятиножником":
- Не первый раз большие перемены в Большом театре происходят в то время, когда часть труппы либо вся труппа находится на гастролях. Что же касается "коллегии" - действительно, нужен первый среди равных, который будет в итоге отвечать за музыкальную политику всего Большого театра. Многие маэстро дирижируют в Мариинке - но мы знаем, что там есть Валерий Гергиев. Александр Ведерников за восемь лет показал себя как хороший "рабочий" оперный дирижер. Большой театр встал на реконструкцию, была построена новая сцена, которую надо было опробовать, на которую надо было переносить старые вещи и, безусловно, делать новые постановки, - со всем этим Ведерников справился.
Я совершенно не понимаю, как такое административно обветшалое создание, как Большой театр, сможет существовать без главного дирижера. За оркестром все время кто-то должен следить
- Для меня уход Александра Ведерникова - это несомненная утрата, хотя не всеми его работами я была удовлетворена, - говорит музыкальный критик Наталья Зимянина. - Но то, что он высокий профессионал, это абсолютно точно. Я совершенно не понимаю, как такое административно обветшалое создание, как Большой театр, сможет существовать без главного дирижера. За оркестром все время кто-то должен следить. Это должен быть один человек, хорошо знающий оркестровые детали, партитуры, прекрасно понимающий, что такое дирижировать оперой и что такое дирижировать балетом. В том, как дальше будет существовать Большой театр, для меня отныне – полная неопределенность.
Петр Поспелов, музыковед и композитор, признает заслуги Ведерникова и очень высоко оценивает творческие возможности пятерки приглашенных дирижеров. Вместе с тем он не считает, что отставкой Александра Ведерникова можно решить все проблемы Большого театра.
- Волны реформ в театре очень недолгие, очень скоро все затихает, и нужно начинать сначала. Ни уход Ведерникова, ни приход новых дирижеров проблем Большого театра не решат: существует никому не нужная, раздутая постоянная труппа, контрактная система так и не работает. Очень много творческих проблем, главным образом связанных с тем, что в театре просто нет художественного руководителя: Большим руководит Анатолий Иксанов - не музыкант, не художник, хотя и очень профессиональный директор. По-моему, те дирижеры, которые будут работать в Большом театре, не будут вырабатывать какую-то совместную линию. А управлять театром будет директор - естественно, внимательно выслушивающий каждого из них. Такая ситуация, на мой взгляд, все-таки не идеальна: тут во главе должна быть какая-то художественная воля.