Следствие выдвинуло несколько версий мотивов убийства правозащитницы Натальи Эстемировой, включая профессиональную деятельность и ограбление. Политики в интервью Радио Свобода назвали смерть Эстемировой невосполнимой потерей для гражданского общества.
Следствие располагает четырьмя версиями убийства правозащитницы Натальи Эстемировой, заявил в Ростове-на-Дону заместитель министра внутренних дел России Аркадий Еделев.
"Первая версия связана с ее общественной деятельностью. По второй версии, убийство связано с провокацией лидеров бандформирований с целью дискредитации руководства субъектов федерации и правоохранительных органов", - рассказал Еделев. По его словам, третья версия - это разбой и грабеж. "Эта версия тоже имеет право на жизнь, так как женщина получала валютные средства, гранты за исполнение каких-то поручений. И по четвертой версии убийство совершено на бытовой основе из-за неудавшихся семейных отношений", - добавил замминистра МВД.
Аркадий Еделев сообщил, что ход расследования этого преступления стоит на особом контроле, со стороны МВД созданы две независимые оперативные группы как по месту обнаружения тела погибшей в республике Ингушетия, так и по месту ее проживания и общественной деятельности в Чечне.
Убийство Эстемировой - признак деградации российского государства, заявил в интервью корреспонденту Радио Свобода лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин.
- Как вы лично восприняли это трагическое известие?
- Конечно, это очередной тяжелый удар по гражданскому обществу в России, по правозащитному сообществу. И это еще один признак того, что у нас в стране государство не работает. В этой ситуации именно правозащитники берут на себя функцию государства и расследуют преступления. Они заявляют о том, что происходит, в частности, в Чечне. А так называемое государство, на самом деле, просто за это мстит. Мстит напрямую - так, как это было в Калмыкии с журналисткой Ларисой Юдиной (когда человек из структур власти был причастен к совершению преступления). Либо мстит косвенно - тем, что отказывается защищать таких людей, которые стремятся раскрыть преступления. Все это очень печально, и изменений к лучшему не предвидится.
- И президент Медведев, и глава СКП Бастрыкин говорят: убийство будет расследовано. Да и Кадыров сказал, что обязательно добьется того, что "эти нелюди будут пойманы".
- Мы слышали эти обещания много раз. И когда был убит Фарид Бабаев в Дагестане, лидер дагестанского "Яблока". Тогда силовики в один голос сказали, что виновные будут найдены и привлечены к ответственности. В результате уголовное дело фактически развалили. Это делали лица, причастные к преступлению, их родственники и тесно связанные с ними чиновники во власти. Поэтому я, конечно, этим обещаниями не верю. Это убийство - очередной признак того, что наше государство идет к окончательной деградации. И, конечно, я восхищаюсь мужеством людей, которые в этой ситуации продолжают бороться, отстаивать правду. Такие люди, как Наталья Эстемирова, заслуживают увековечения в памяти.
Смерть Эстемировой могла быть выгодна боевикам. С другой стороны, правозащитная деятельность часто не нравится местным властям, считает бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев:
Из женщин Кавказа мало кого сегодня увидишь, кто бы играл такую активную роль
- Я думаю, что это было не случайное убийство. Это был человек с активной жизненной позицией. Из женщин Кавказа мало кого сегодня увидишь, кто бы играл такую активную роль. Я вообще удивился, как она могла в условиях того, что там идут бесконечные бандитские разборки, нормально работать. Что послужило поводом - трудно сказать, но факт остается фактом: она кому-то мешала. И поэтому случилось это зверское преступление.
- Уже выдвигаются определенные обвинения, правозащитниками в том числе. Председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов обвинил Рамзана Кадырова.
- Да, потому что ведь убийство произошло на территории Чеченской республики. Но для того, чтобы обвинять президента Чеченской республики, нужны серьезные основания... Тут можно подумать на кого угодно. Можно думать и о боевиках, которым она, может быть, мешала. Поэтому сложно сказать, что за мотив был, чтобы с ней расправиться.
- Нет ли такого чувства, что правозащитников хотят просто запугать?
До тех пор, пока отстраивается управляемая демократия, правозащитники в эту концепцию никогда не впишутся
- Этого нельзя исключать, потому что правозащитное движение никогда особо властями не поддерживалось. В последнее время, правда, при президенте есть совет, который возглавляет Элла Памфилова. Но, вместе с тем, правозащитники не всегда удобны власти, а особенно местной. Потому что они не играют в политику, но борются за реальные права граждан России. Поэтому до тех пор, пока отстраивается управляемая демократия, правозащитники в эту концепцию никогда не впишутся.
Потерю не восполнить, но правозащитником раскисать нельзя, считает депутат Госдумы Галина Хованская:
- У меня был шок, когда я узнала о гибели замечательного человека. Меня просто поражает то, что жертвой опять становится женщина. У меня такое впечатление, что женщины вышли на передовую борьбы за права человека, в частности, в Чечне и других республиках Кавказа. Кроме слез, сочувствия к близким, друзьям и коллегам, которые потеряли такого человека, просто нечего сказать.
- После очередного убийства нет ли у вас состояния подавленности? Или все-таки вы считаете, что надо бороться и все равно идти вперед?
- Состояние подавленности должно пройти. Я понимаю, что человека нельзя заменить, но нам приходится опустевшую правозащитную нишу как-то заполнять. И тут нельзя раскисать, нужно продолжать сопротивляться этому злу и защищать людей. Видимо, те, кто погиб - и Анна Политковская, которую я знала очень хорошо, и Наталья Эстемирова - это люди такой категории, которые не думают о себе, они думают о других.
- Власти обещают приложить все усилия для раскрытия преступления. Что бы вы властям посоветовали?
- Я бы властям посоветовала исполнять свои обещания, начиная с расследования гибели Анны Политковской. Тогда тоже было много обещаний, но пока, к сожалению, результаты очень незначительны.