Смертельно опасная правозащита

Москва. Митинг памяти Натальи Эстемировой

Сотрудник правозащитного центра "Мемориал" и журналист "Новой газеты" Наталья Эстемирова была похищена в Грозном утром 15 июля. О ее местонахождении ничего не было известно более девяти часов. К вечеру среды МВД Ингушетии сообщило, что тело Эстемировой с огнестрельными ранами в области головы и грудной клетки было обнаружено в лесополосе возле селения Гази-Юрт Назрановского района республики.

Правозащитник и журналист Наталья Эстемирова была удостоена премии "Право на существование", - т.н. альтернативной Нобелевской премии мира, которая учреждена парламентом Швеции за выдающиеся взгляды и работу от имени человечества; премии имени Анны Политковской. Она входила в Комиссию по условиям содержания в местах лишения свободы, а также вела журналистские расследования похищений и внесудебных казней.

"Я взял на особый контроль расследование", - сказал в четверг генпрокурор РФ Юрий Чайка журналистам. "Это очень сложное преступление, учитывая то, что оно совершено в разных республиках... Мы будем делать все, чтобы раскрыть это преступление", - сказал министр внутренних дел России Рашид Нургалиев. Глава СКП Александр Бастрыкин прибыл в Ингушетию для организации расследования убийства Эстемировой.

Владимир Кара-Мурза: Российская правозащитница Наталья Эстемирова, убитая в среду, похоронена в четверг вечером на кладбище в селении Ишхой-Юрт Гудермесского района в Чечне рядом с могилой отца. На похоронах присутствовали родственники, коллеги, друзья, односельчане. Лауреат многих правозащитных премий Эстемирова была похищена в среду утром в столице Чечни Грозном, ближе к вечеру в Ингушетии недалеко от федеральной трассы «Кавказ» нашли ее тело с огнестрельными ранениями в голову и грудь. В Грозном прошло шествие памяти погибшей, в нем участвовали правозащитники, люди, которым она помогала в поиске похищенных родственников, в возбуждении уголовных дел. Около сотни человек собрались на траурный пикет в Новопушкинском сквере в Москве, чтобы почтить память правозащитницы. Пикетчики держали плакаты «Рамзан виновен в убийстве Эстемировой» на русском и чеченском языках. Чью ненависть вызывала деятельность правозащитницы Натальи Эстемировой, об этом мы говорим с обозревателем «Новых известий» Зоей Световой. По печальному поводу опять собираемся. Искренне ли, по-вашему, выглядят соболезнования, выраженные Кремлем?

Зоя Светова: Мне трудно сказать, искренне они выглядят или нет, но во всяком случае, по случаю такого страшного убийства известной правозащитницы, журналистки. Мне кажется, трудно говорить, искренни они или нет, мы должны думать о том, будет ли Кремль предпринимать какие-то действия для того, чтобы расследование этого убийства было достаточно быстрым, и чтобы виновные как можно скорее были преданы суду, тогда можно говорить о том, были ли искренне соболезнования. Соболезнования - это нормальная вещь, естественная.

Владимир Кара-Мурза: Первые соболезнования президент выразил через свою пресс-службу, а сегодня он публично, находясь в Мюнхене, откликнулся на произошедшее. Давайте послушаем, как это выглядело.

Дмитрий Медведев: Для совершенно очевидно одно – это убийство связано с ее профессиональной деятельностью, а ее профессиональная деятельность, она нужна для любого нормального государства, она делала очень полезные вещи. Она говорила правду, она открыто, иногда может быть жестко оценивала некоторые процессы, которые происходят в стране, и в этом ценность правозащитников, даже если они неудобны и неприятны власти.

Второе: конечно, такого рода преступления не должны оставаться безнаказанными. Это преступление будет расследовано самым тщательным образом. Что же касается версий, то, я думаю, что те, кто совершил это преступление, это злодеяние, рассчитывали именно на то, чтобы были озвучены самые примитивные и самые неприемлемые для власти версии. Именно поэтому, на мой взгляд, такие преступления совершаются под какие-то события. Это такая провокация. Я уверен, что это преступление оно будет раскрыто, а лица, его совершившие, будут наказаны в соответствии с российским уголовным законом.

Владимир Кара-Мурза: В свое время Кремль считал примитивной версию о том, что спецслужбы организовали взрывы домов в Москве, пока жители Рязани не поймали за руку офицера ФСБ в своем подвале. А вот сейчас президент назвал примитивной версию о причастности чеченских властей. Разделяете ли вы его мнение?
Я не понимаю, что президент имеет в виду, когда он говорит о примитивной версии

Зоя Светова: Я не понимаю, что президент имеет в виду, когда он говорит о примитивной версии. Эта версия, мне кажется, наиболее реалистичной и наиболее близкой к реальности, наиболее близкой к тому, что произошло и к убийству Натальи Эстемировой. Еще хотела бы отметить очень странную фразу, которую он сказал о том, что такие преступления совершаются обязательно к какой-то дате или к каким-то событиям. Я не очень поняла, о каких событиях он говорит.

Владимир Кара-Мурза: Его визит в Мюнхен.

Зоя Светова: Мне кажется, он так часто ездит за границу, уже это абсолютно притянуто за уши. Что касается примитивной версии – это не примитивная версия. Он, наверное, имел в виду ту версию, которую озвучили правозащитники и руководитель правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов, который заявил о том, что он считает, что к убийству Эстемировой может быть причастен президент Рамзан Кадыров. Он объяснил, по-моему, достаточно четко, аргументировано, почему он так считает. Насколько я понимаю, насколько я сама слышала о том, что Наташе Эстемировой президент Рамзан Кадыров угрожал лично. И ей угрожали другие чеченские высоко стоящие чиновники. То есть, я думаю, у правозащитного центра «Мемориал» есть право на такое быстрое и резкое обвинение. Он не сказал о том, что он уверен на сто процентов, но он сказал достаточно аккуратно, что может быть причастен Рамзан Кадыров. Но это совершенно не примитивная версия, это версия, которая очевидно вытекает.

В Чечне, насколько я понимаю, режим контртеррористической операции отменен. Значит речь о том, что власть в Чечне принадлежит президенту Кадырову. И как он неоднократно множество раз говорил – он все контролирует в республике. Я сама своими ушами слышала полтора года назад, когда было совещание в Доме правительства с правозащитным центром «Мемориал», там были кадыровские министры, там был Кадыров, я там присутствовала. Он говорил о том, что я все контролирую в республике, я знаю все, что там происходит. Я знаю даже то, о чем люди говорят в маршрутных такси. То есть он имел в виду, видимо, что ему доносят таксисты. Поэтому если он все знал, как же он мог не знать, что готовится такое убийство.

Владимир Кара-Мурза: Юлия Латынина, обозреватель «Новой газеты» и радиостанции «Эхо Москвы», скорбит о потере.
И практически все, что мы знаем о похищениях людей, о сгоревших домах – это Наталья Эстемирова. Я думаю, что смерть Эстемировой полностью меняет всю ситуацию на Кавказе

Юлия Латынина: Наталья Эстемирова – это человек, через которого шла вся информация о том, что страшное происходит в Чечне. Наталья была ближайшим другом Анны Политковской, которая, кстати, во время приезда в Чечню очень часто у нее останавливалась. И Политковская, конечно, очень часто писала именно то, что ей рассказывала Наталья Эстемирова. После смерти Анны Эстемирова публиковалась в «Новой газете» под псевдонимом, потому что под собственным именем ей было публиковаться слишком опасно. И практически все, что мы знаем о похищениях людей, о сгоревших домах – это Наталья Эстемирова. Я думаю, что смерть Эстемировой полностью меняет всю ситуацию на Кавказе. Потому что одно дело, когда Кадыров борется против боевиков и взрывает дома их родственников, а другое дело, когда убивают человека, который об этом говорит. Первое можно оправдать политической целесообразностью, второе не оправдывается никогда и ничем.



Полная стенограмма программы "Грани времени" с Владимиром Кара-Мурзой появится на сайте в ближайшие часы.