В логове "бандеровцев"

Проект Большого государственного герба Украины

В Киеве был осквернен памятный знак погибшим активистам Организации украинских националистов (ОУН, 1929 - 1939 гг.). Крест был повален, а плита расколота. Ультраправые уверены, что им попытались отомстить за осквернение памятника Ленину.

Памятник активистам ОУН повредили в ночь на пятницу, 17 июля. Памятник Владимиру Ленину на бульваре Шевченко в Киеве был поврежден 30 июня. Обе даты символичны - главнокомандующий Украинской повстанческой армии (УПА, 1942 - 1956 гг.) Роман Шухевич родился 17 июля, по другим данным - 30 июня.

За осквернение памятника Ленину были задержаны двое студентов, являющихся членами незарегистрированных организаций "Тризуб" имени Степана Бандеры и "Союз националистов". Националисты мотивировали свой поступок "невыполнением указа президента Виктора Ющенко о ликвидации памятников тоталитаризма".

Интерес к теме повстанческого движения 1918-1956 годов на Украине не утихает и в России. С 1 по 6 июля в Москве прошла выставка Федерального архивного агентства "Идеология и практика украинского национализма: свидетельства документов". Как говорится на сайте Росархива, целью выставки было доскональное исследование всех аспектов националистического движения на территории Западной Украины. Лояльные российские СМИ отметили выставку менее нейтральными высказываниями: "Борьба с героизацией гитлеровских пособников на Украине" (газета "Известия"), "Между нацизмом и большевизмом" ("Время Новостей"), "Зарплата от эсэсовцев для украинских националистов" ("Комсомольская правда").

Действительно ли на Украине идет "героизация пособников нацизма", корреспондент Радио Свобода выясняла в столице Западной Украины - Львове.

...Средневековая европейская архитектура резко отличает город от Киева. Во Львове до сих пор кое-где сохранились польские названия улиц. Знаменитая Опера, построенная при австрийцах. О славянском влиянии напоминает памятник Георгию-Победоносцу, закалывающему змея. Он установлен напротив здания МВД и посвящен погибшим милиционерам.

Одного из лидеров украинского национализма Степана Бандеру во Львове действительно помнят. Городу не все равно. У открытого пару лет назад памятнику Бандере - охапки цветов. Есть здесь музей Бандеры, на стенах домов встречается печать "Banderstadt" за подписью: "Ultras". Портреты Бандеры, Бандера на сувенирных монетках, книги о нем и об украинском национализме можно свободно купить во Львове всюду.

"В России акцентируют внимание только на том, что Бандера боролся против большевиков и, значит, не мог не сотрудничать с немцами. А между тем, когда Гитлер предложил Бандере воевать против России, он отказался, за что отсидел в нацистском лагере. А после того, как Бандера вышел на свободу, он был убит сотрудником КГБ", - так описал биографию главнокомандующего ОУН местный журналист. По поводу этой биографии, конечно, до сих пор спорят историки.

Важны ли эти события для ныне живущих на Украине людей и почему? Об этом корреспондент Радио Свобода поговорила с директором открытого в 2005 году Музея украинских повстанческих сил Богуславом Любивым:

- Как вы заинтересовались этой темой, как создали музей?

- Мой дед служил в Украинской галицкой армии (армия самопровозглашенной Западноукраинской республики, 1819-1920 гг, боролась за независимость от Польши - РС). То есть, когда началась Первая мировая война, он был сначала в австрийской армии (Львов относился к Австро-Венгрии с 1772 по 1918 гг.), а затем в украинской галицкой армии. С фронта не вернулся, бабка получила повестку, что он погиб. Конечно, тема украинского национального освободительного движения была на устах у моих родителей, хотя ребенку и трудно было объяснить, что это такое. При советской же власти… Знаете, как нас учили? Дома ты говоришь одно, а выходишь на улицу – прикуси язык.
Сейчас я трачу на поддержку коллекции все свои деньги. Государство нисколько не помогает. Недавно помещение даже пытались отобрать – под очередную дискотеку либо торговый центр

То есть, каждый человек, даже ребенок, должен был думать, что можно говорить, а что нельзя. Тема украинского освободительного движения была под запретом. А в 60-е годы я поступил в институт декоративно-прикладного искусства во Львове. Тогда было чуть больше свободы. Но за хранение вещей, относящихся к УПА, людей преследовали и ссылали в Сибирь. Много интеллигенции там перебывало. И только в 1991 году, когда Украина получила независимость, открылись архивы, документы, я стал собирать материал. Еще со студенческих лет у меня имелись кое-какие экспонаты, но не слишком презентабельные. Конечно, собрать коллекцию было очень трудно. Эти вещи не сохранялись - люди боялись оставлять их у себя. Как вы знаете, в советской историографии упоминания об ОУН и УПА - масштабном сопротивлении украинского народа - были полностью исключены из истории, был изобретен ярлык "украинский буржуазный национализм".



Тогда я решил, что буду реконструировать то, что уже не сохранилось. Несколько реконструкций я сделал для музея Степана Бандеры, Исторического музея Львова. В конце концов оказалось, что материал раскидан по разным местам, а мне хотелось собрать все вместе. Тогда я обратился к мэру Львова. Полтора года мы пытался получить помещение для музея. И только когда я со своими экспонатами пришел в приемную мэра и выставил их там, мне предоставили помещение в аренду. Это было в 2005 году.

Сейчас я трачу на поддержку коллекции все свои деньги. Государство нисколько не помогает. Недавно помещение даже пытались отобрать – под очередную дискотеку либо торговый центр.

- Как восприняли экспозицию люди?

- Я очень переживал – как воспримут мою коллекцию. Здесь выставлены и документальные архивные материалы, и фотодокументы, и копии, и подлинники. Конечно, заходят разные люди. Но в основном интересуются специалисты – историки, художники, которые занимаются историческими полотнами.

- Среди экспонатов есть тюремная роба. Чья она, как попала к вам?


- Эта роба настоящая. Этот человек, звали его Кирило, входил в нечто вроде молодежной организациии ОУН и за это около 30 лет провел в сибирских лагерях. Робу принесла женщина, его жена. Она поехала за ним, подобно женам декабристов, когда его сослали.

В 1939 году во Львов вошли Советы. Народ встречал их хлебом и солью, как освободителей. А эти освободители начали навязывать свой режим, который заключался в следующем: тот, кто за советскую власть – наш, кто против – враг. И все те, кто был в галицкой армии - то есть боролся за независимость Западно-украинской народной республики от Польши, попадали во враги. Дед моей жены, например, тоже был в украинской повстанческой армии. И начались репрессии. Только за 1939 – 1941 год на Западной Украине пострадали от репрессий сотни и сотни тысяч... По некоторым оценкам около полутора миллионов. Таким образом, на Западной Украине распространилась ненависть как к немцам, так и к большевикам.

Кстати, буквально месяц назад был открыт музей в тюрьме Вольского, где НКВД пытал наших людей за политические убеждения. А вообще тюрем здесь было много...



- Вот этот экспонат – мундир воина дивизии "СС Галичина"... То, что эта дивизия входила в немецкие войска, никем из историков не оспаривается.

- В немецких подразделениях СС были не только украинцы – были и россияне, латыши, литовцы, татары, киргизы и другие. На Нюрнбергском процессе было доказано, что на дивизии "Галичина" нет крови - она не участвовала в карательных операциях нацистов. Как бы то ни было, это наша история. Поэтому я выставил и этот экспонат, - сказал Богуслав Любив.

Вечер во Львове завершался в подземном кафе, имитирующем бункеры "бандеровцев". Неофициальное название заведения - "Бандеровская кнайпа ("пивная")."Москалiв нема?", - с таким приветствием распахивается дверь заведения. "Ну конечно, москаль", - отвечаю. Привратник смеется и приглашает пройти - отведать "москаликов жареных карасевидных", говядину на гриле "Алешка из гэбэ", да пострелять в тире в лик товарища Сталина.