В Ереване накануне завершился 6-й Международный кинофестиваль "Золотой абрикос". В его программе было 104 фильма.
По словам организаторов фестиваля, его конкурсная программа формируется так, чтобы отражать киновзгляд армянского народа на культуру и жизнь десятков стран, где этнические армяне живут десятилетиями.
Об этом особом взгляде и о том, как проходил фестиваль, рассказала корреспондент Радио Свобода Ольга Галицкая:
- Директор фестиваля, кинорежиссер-документалист Арутюн Хачатрян уверяет, что международный кинофестиваль "Золотой абрикос" собирать довольно-таки легко. Потому что армяне - это такая нация, которая раскидана по всему миру, но при этом очень привязана к своим корням. Президент кинофестиваля канадский кинорежиссер Атом Эгоян всегда призывает своих друзей приезжать на "Абрикос". И все с готовностью откликаются именно потому, что чувствуют некую общность своих взглядов, свою армянскую суть.
- Как это отражается на программе? Например, когда мы говорим о таких фильмах как прошедший в российском прокате "Платон", снятый армянским режиссером, может тут идти речь об армянском миропонимании, армянском киновзгляде на жизнь? Вы можете привести какие-то примеры других, возможно, более глубоких фильмов?
- Московские армяне - это уже некая особая каста. Они, прежде всего, увлечены коммерческой составляющей кинематографа. Их это занимает больше, чем что-либо иное. Тот же "Платон", или фильм "Домовой" Карена Оганесяна - это то, что производится в Москве и практически лишено национальных признаков.
А в Армении люди делают авторское кино. Это тем более ценно, что у них снимать фильмы очень сложно. Киностудия "Арменфильм" давно не работает. Она продана при очень странных обстоятельствах, но это отдельная тема. Тем не менее, кино существует.
Арутюн Хачатрян, директор кинофестиваля, снял очень глубокий фильм "Граница" - о том, как граница пытается разделить людей, но это оказывается невозможно. Очень талантливый документальный фильм, который был показан в рамках Московского кинофестиваля, где была персональная ретроспектива Хачатряна. Вот это и есть армянский авторский кинематограф. А высшее, наверное, его выражение - это Сергей Параджанов.
- Что касается документального кино на этом фестивале - насколько оно сейчас политизировано? Насколько затрагивает актуальные темы?
- Документальное кино, что называется, находится на острие. Именно общественно и политически актуальные фильмы отмечаются прежде всего.
Главный приз "Золотой абрикос" в игровом конкурсе получила дебютная лента режиссера из Грузии Георгия Овашвили "Другой берег". Председатель жюри документального конкурса Александр Роднянский, объявляя победителей, сказал, что политизированные фильмы оказались самыми талантливыми. Так, кинорежиссер Сергей Буковский, представляющий Украину, снял фильм, который называется "Живые". Он посвящен Голодомору. Эта тема совсем недавно была на слуху и продолжает оставаться востребованной и спорной. Но если смотреть фильм Буковского, то становится ясно, что он выбрал самую правильную позицию - человеческую. У него нет этого знакомого уже одиозного взгляда, что страшный Голодомор был направлен исключительно против украинского народа. Но также нет и другой оголтелой позиции, когда начинается чуть ли не протест против того, что украинцев погибло много. Буковский просто снимает людей, которые перенесли этот ужас и выжили. Это те самые очевидцы событий, кто сумел дожить до наших дней и рассказать, как все происходило. Получается фильм не антиукраинский, не антирусский, но антисоветский.
- "Золотой абрикос" это международный кинофестиваль, там много зарубежных гостей, в том числе и ведущих режиссеров. Наверняка есть VIP-персоны. Как ему удается оставаться светским мероприятием, и в то же время нести такой достаточно серьезный политический и правозащитный пафос?
- Это фестиваль, прежде всего, режиссерский. Он собирает кинорежиссеров, авторов, которые представляют публике свои картины. Актеров там практически не бывает, разве что режиссер захватит с собой актрису, как, допустим, поступил Сергей Соловьев, который был почетным гостем кинофестиваля. Он привез Татьяну Друбич, потому что она главная героиня не только его жизни, но и двух его последних фильмов - "2-Асса-2" и "Анна Каренина".
Кстати, с феерическим успехом прошли эти показы - зрители, что называется, на люстрах висели. Большая любовь к русскому кино чувствуется в Армении. Это такой отрадный и трогательный факт. Татьяна Друбич побывала в этом году на "Абрикосе" в качестве приглашенной звезды, а в основном его участники - только кинорежиссеры.
Еще интересно, что армяне как-то умеют органично вписаться в другие нации, народности. На кинофестиваль из США прилетала такая интересная дама - Анаит Назарян. В течение многих лет она продюсирует фильмы Фрэнсиса Форда Копполы, ни больше, ни меньше. Она привезла премьеру его последней картины "Tetro" на армянский кинофестиваль. Это, конечно, стало большим событием.
Почетные гости посещают "Золотой абрикос" очень охотно. Собственно говоря, они не чувствуют себя никакими почетными, особо важными, потому что на фестивале царит абсолютно демократичная атмосфера. Это такой фирменный знак "Золотого абрикоса" - свободно и легко можно общаться с самым великим человеком, и никто не надувает щеки, не нагнетает этот самый пресловутый пафос. И все здесь увлечены кино.
По словам организаторов фестиваля, его конкурсная программа формируется так, чтобы отражать киновзгляд армянского народа на культуру и жизнь десятков стран, где этнические армяне живут десятилетиями.
Об этом особом взгляде и о том, как проходил фестиваль, рассказала корреспондент Радио Свобода Ольга Галицкая:
- Директор фестиваля, кинорежиссер-документалист Арутюн Хачатрян уверяет, что международный кинофестиваль "Золотой абрикос" собирать довольно-таки легко. Потому что армяне - это такая нация, которая раскидана по всему миру, но при этом очень привязана к своим корням. Президент кинофестиваля канадский кинорежиссер Атом Эгоян всегда призывает своих друзей приезжать на "Абрикос". И все с готовностью откликаются именно потому, что чувствуют некую общность своих взглядов, свою армянскую суть.
- Как это отражается на программе? Например, когда мы говорим о таких фильмах как прошедший в российском прокате "Платон", снятый армянским режиссером, может тут идти речь об армянском миропонимании, армянском киновзгляде на жизнь? Вы можете привести какие-то примеры других, возможно, более глубоких фильмов?
- Московские армяне - это уже некая особая каста. Они, прежде всего, увлечены коммерческой составляющей кинематографа. Их это занимает больше, чем что-либо иное. Тот же "Платон", или фильм "Домовой" Карена Оганесяна - это то, что производится в Москве и практически лишено национальных признаков.
А в Армении люди делают авторское кино. Это тем более ценно, что у них снимать фильмы очень сложно. Киностудия "Арменфильм" давно не работает. Она продана при очень странных обстоятельствах, но это отдельная тема. Тем не менее, кино существует.
Арутюн Хачатрян, директор кинофестиваля, снял очень глубокий фильм "Граница" - о том, как граница пытается разделить людей, но это оказывается невозможно. Очень талантливый документальный фильм, который был показан в рамках Московского кинофестиваля, где была персональная ретроспектива Хачатряна. Вот это и есть армянский авторский кинематограф. А высшее, наверное, его выражение - это Сергей Параджанов.
- Что касается документального кино на этом фестивале - насколько оно сейчас политизировано? Насколько затрагивает актуальные темы?
- Документальное кино, что называется, находится на острие. Именно общественно и политически актуальные фильмы отмечаются прежде всего.
Главный приз "Золотой абрикос" в игровом конкурсе получила дебютная лента режиссера из Грузии Георгия Овашвили "Другой берег". Председатель жюри документального конкурса Александр Роднянский, объявляя победителей, сказал, что политизированные фильмы оказались самыми талантливыми. Так, кинорежиссер Сергей Буковский, представляющий Украину, снял фильм, который называется "Живые". Он посвящен Голодомору. Эта тема совсем недавно была на слуху и продолжает оставаться востребованной и спорной. Но если смотреть фильм Буковского, то становится ясно, что он выбрал самую правильную позицию - человеческую. У него нет этого знакомого уже одиозного взгляда, что страшный Голодомор был направлен исключительно против украинского народа. Но также нет и другой оголтелой позиции, когда начинается чуть ли не протест против того, что украинцев погибло много. Буковский просто снимает людей, которые перенесли этот ужас и выжили. Это те самые очевидцы событий, кто сумел дожить до наших дней и рассказать, как все происходило. Получается фильм не антиукраинский, не антирусский, но антисоветский.
- "Золотой абрикос" это международный кинофестиваль, там много зарубежных гостей, в том числе и ведущих режиссеров. Наверняка есть VIP-персоны. Как ему удается оставаться светским мероприятием, и в то же время нести такой достаточно серьезный политический и правозащитный пафос?
- Это фестиваль, прежде всего, режиссерский. Он собирает кинорежиссеров, авторов, которые представляют публике свои картины. Актеров там практически не бывает, разве что режиссер захватит с собой актрису, как, допустим, поступил Сергей Соловьев, который был почетным гостем кинофестиваля. Он привез Татьяну Друбич, потому что она главная героиня не только его жизни, но и двух его последних фильмов - "2-Асса-2" и "Анна Каренина".
Кстати, с феерическим успехом прошли эти показы - зрители, что называется, на люстрах висели. Большая любовь к русскому кино чувствуется в Армении. Это такой отрадный и трогательный факт. Татьяна Друбич побывала в этом году на "Абрикосе" в качестве приглашенной звезды, а в основном его участники - только кинорежиссеры.
Еще интересно, что армяне как-то умеют органично вписаться в другие нации, народности. На кинофестиваль из США прилетала такая интересная дама - Анаит Назарян. В течение многих лет она продюсирует фильмы Фрэнсиса Форда Копполы, ни больше, ни меньше. Она привезла премьеру его последней картины "Tetro" на армянский кинофестиваль. Это, конечно, стало большим событием.
Почетные гости посещают "Золотой абрикос" очень охотно. Собственно говоря, они не чувствуют себя никакими почетными, особо важными, потому что на фестивале царит абсолютно демократичная атмосфера. Это такой фирменный знак "Золотого абрикоса" - свободно и легко можно общаться с самым великим человеком, и никто не надувает щеки, не нагнетает этот самый пресловутый пафос. И все здесь увлечены кино.