Фильмы Лиозновой: сострадание и сопричастность

Татьяну Лиознову называют удивительным дарованием, образцом режиссерского новаторства

20 июля один из самых прославленных российских кинорежиссеров, народная артистка СССР Татьяна Лиознова отмечает 85-летие. Изучение ее давно ставших классическими фильмов входит в учебную программу киновузов в качестве образцов талантливой работы с актерами и режиссерского новаторства.

Когда называют имя Татьяны Лиозновой, в первую очередь вспоминают "Семнадцать мгновений весны". Этот телевизионный сериал столь прочно вошел в сознание нескольких поколений, что остальные работы Лиозновой оказались в его тени. Между тем, почти одновременно с фильмом о Штирлице была создана не менее значимая работа - "Три тополя на Плющихе" с блестящим актерским дуэтом Татьяны Дорониной и Олега Ефремова.

Об этих фильмах размышляет директор Государственного музея кино Наум Клейман:

- На мой взгляд, обе картины вошли в историю кино как жанровый кинематограф, очень у нас тогда редкий. Мастерство Татьяны Лиозновой состоит в том, что она великолепно владеет именно жанровым кинематографом. Она ученица Сергея Герасимова - человека, который очень правдоподобен и внимателен к психологии людей. В то же время он обладает замечательным умением использовать условности жанра для того, чтобы раскрыть внутренний мир человека. К чести Татьяны Михайловны нужно сказать, что "Три тополя на Плющихе" - классическая мелодрама, построенная по всем законам сострадательного кинематографа.
Это удивительный случай в истории кинематографа, который помог состояться мифу

Вторая картина - детектив на фоне войны с фашизмом - тоже использует все законы жанра. Фильм "Семнадцать мгновений весны" стал государственным мифом. Его много раз показывали по телевизору. Его сделали символом одного из фронтов великой войны. Даже какие-то сомнительные, с точки зрения драматургии, вещи не чувствуются, благодаря необыкновенным обаянию главного героя и мастерству ведения рассказа.

Конечно, Татьяна Михайловна великолепно сочетает игру одного актера и голос другого для создания единого образа. Это удивительный случай в истории кинематографа, который помог состояться мифу.

- От премьеры этого фильма было ощущение свежести. Это был фильм другой стилистики, нежели та, к которой мы привыкли.

- Да, конечно. Это был фильм, в котором был процесс размышления. Помимо самого сюжета и материала, процесс сопереживания чьему-то человечному размышлению, не абстрактному и в то же время очень высокому по своему накалу, создавал ощущение сопричастности. В этом смысле Татьяна Михайловна выиграла бой у очень серьезного противника. Я имею в виду штампы фильмов про шпионов.

С другой стороны, скромная, но очень человечная картина "Три тополя на Плющихе" тоже стала любимым фильмом публики. Ее много раз показывали по телевидению. Она идет в прокате, мне кажется, до сих пор. Люди приходят поплакать. Татьяна Михайловна замечательно понимает, что человек может выплакаться на сеансе, как бы компенсируя этим свои проблемы. Так же, как и "Карнавал", эта мелодрама дала возможность очень многим людям почувствовать не только уникальность того мира, но и свою типичность. Это очень большое дарование. Татьяна Михайловна - одна из немногих, кто по-настоящему владеет законами жанрового кино.

- Слово о "Карнавале". В советском кинематографе это была одна из первых попыток создать мюзикл. Это не только мелодрама, но еще и мюзикл.

- Да, это мелодрама-мюзикл. Она замечательно почувствовала специфику жанра. Мне, конечно, хотелось бы, чтобы она этот фильм сделала раньше лет на пятнадцать. Но в то время нужно было доказывать необходимость мюзикла и говорить о том, что развлекательное кино - необязательно беспредметное или легковесное. Мюзикл может быть очень серьезным произведением искусства. К сожалению, против этого жанра было очень много предубеждений. Самое удивительное, что даже у актеров, которые к тому времени уже прославились - Тихонов и Муравьева, она открыла новые качества. Она дала им возможность играть то, чего они не играли до этого. Это очень большое режиссерское дарование.