Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения латвийской актрисы Вии Артмане. Почти 50 лет она проработала в рижском театре имени Яна Райниса, снялась более чем в 40 советских кинолентах.
Самые яркие роли Артмане - в фильмах "Родная кровь" 1963 года, "Никто не хотел умирать", "Емельян Пугачев", "Театр". В советское время Артмане много занималась общественной деятельностью и возглавляла Союз театральных деятелей Латвии. Актриса скончалась в минувшем году. О таланте Вии Артмане говорит рижский кинокритик Абрам Клецкин:
- Она из тех актрис, которые значимы как личности. Они не просто талантливо исполняют свои роли, они несут некое представление о жизни и о времени. Через них проявляется то, что не дается просто талантом, и в этом смысле она очень значительная фигура как для латышского кино и театра, так и с точки зрения представления о самоценности, суверенности личности, что для советского кино было совершенно не характерно. Она происходила из очень простой семьи, билась как могла, отца не видела - и выросла в человека с удивительным, внутренне независимым самосознанием. Поэтому она так популярна. Она сыграла не так много ролей, из них по-настоящему выдающихся, собственно, две. Но стала противовесом почти всем звездам советского кино, которые выглядели "правильными".
Актерам из республик Прибалтики принадлежало в советском кино особое место. В закрытом обществе с ограниченным политическим горизонтом Латвия, Литва и Эстония представали образцом западного общества и европейского сознания. В эфире Свободы - московский киноэксперт Ян Левченко:
- Вия Артмане была большой актрисой с царственной статью. Это, собственно, то, что выделяло ее даже на фоне остальных прибалтийских актеров, которые отличались известным аристократизмом. Клишированное определение вроде секс-символа в данном случае не отражает масштабов ее дарования. Несмотря на свое более чем простое происхождение, Вия Артмане пестовала скорее образ аристократки советского экрана.
Литовские и латвийские актеры - а если мы говорим о прибалтийской актерской школе, то мы имеем в виду их, а не эстонцев, которые находятся несколько в стороне, - всегда снимались в очень специфических ролях. Их порода, если можно так выразиться, даже антропологическая культурная принадлежность заставляла режиссеров использовать их определенным образом. При этом если они играли в советские годы Запад (вернее, обозначали Запад, а не играли), то сейчас, в постсоветские годы, они вдруг осознали, что очень крепко прикипели к Востоку. Это своеобразный двойной провинциализм - без негативного понимания этого термина. Сначала Прибалтика была провинцией по отношению к советской метрополии, там можно было пить кофе и наслаждаться определенными ограниченными свободами. После падения Берлинской стены и после распада Советского Союза Прибалтика оказалась провинцией Западной Европы. Это в известном смысле заставляет актеров, которые завоевали популярность у советского зрителя, продолжать сниматься в постсоветских сериалах.
Вия Артмане остается, на мой взгляд, своеобразной фигурой. У нее чрезвычайно позитивный образ. Вот эта ее позитивность позволяет причислить ее к парадигме звезд по типу Голливуда, какими их выстраивала американская кинематографическая индустрия. Она формирует позитивное отношение к себе, к своим героям и, соответственно, отношение к героям проецируется и на саму актрису. Поэтому к Вие Артмане до самой ее смерти было очень и очень трепетное, очень заинтересованное отношение.
Самые яркие роли Артмане - в фильмах "Родная кровь" 1963 года, "Никто не хотел умирать", "Емельян Пугачев", "Театр". В советское время Артмане много занималась общественной деятельностью и возглавляла Союз театральных деятелей Латвии. Актриса скончалась в минувшем году. О таланте Вии Артмане говорит рижский кинокритик Абрам Клецкин:
- Она из тех актрис, которые значимы как личности. Они не просто талантливо исполняют свои роли, они несут некое представление о жизни и о времени. Через них проявляется то, что не дается просто талантом, и в этом смысле она очень значительная фигура как для латышского кино и театра, так и с точки зрения представления о самоценности, суверенности личности, что для советского кино было совершенно не характерно. Она происходила из очень простой семьи, билась как могла, отца не видела - и выросла в человека с удивительным, внутренне независимым самосознанием. Поэтому она так популярна. Она сыграла не так много ролей, из них по-настоящему выдающихся, собственно, две. Но стала противовесом почти всем звездам советского кино, которые выглядели "правильными".
Актерам из республик Прибалтики принадлежало в советском кино особое место. В закрытом обществе с ограниченным политическим горизонтом Латвия, Литва и Эстония представали образцом западного общества и европейского сознания. В эфире Свободы - московский киноэксперт Ян Левченко:
Вия Артмане была большой актрисой с царственной статью
- Вия Артмане была большой актрисой с царственной статью. Это, собственно, то, что выделяло ее даже на фоне остальных прибалтийских актеров, которые отличались известным аристократизмом. Клишированное определение вроде секс-символа в данном случае не отражает масштабов ее дарования. Несмотря на свое более чем простое происхождение, Вия Артмане пестовала скорее образ аристократки советского экрана.
Литовские и латвийские актеры - а если мы говорим о прибалтийской актерской школе, то мы имеем в виду их, а не эстонцев, которые находятся несколько в стороне, - всегда снимались в очень специфических ролях. Их порода, если можно так выразиться, даже антропологическая культурная принадлежность заставляла режиссеров использовать их определенным образом. При этом если они играли в советские годы Запад (вернее, обозначали Запад, а не играли), то сейчас, в постсоветские годы, они вдруг осознали, что очень крепко прикипели к Востоку. Это своеобразный двойной провинциализм - без негативного понимания этого термина. Сначала Прибалтика была провинцией по отношению к советской метрополии, там можно было пить кофе и наслаждаться определенными ограниченными свободами. После падения Берлинской стены и после распада Советского Союза Прибалтика оказалась провинцией Западной Европы. Это в известном смысле заставляет актеров, которые завоевали популярность у советского зрителя, продолжать сниматься в постсоветских сериалах.
Вия Артмане остается, на мой взгляд, своеобразной фигурой. У нее чрезвычайно позитивный образ. Вот эта ее позитивность позволяет причислить ее к парадигме звезд по типу Голливуда, какими их выстраивала американская кинематографическая индустрия. Она формирует позитивное отношение к себе, к своим героям и, соответственно, отношение к героям проецируется и на саму актрису. Поэтому к Вие Артмане до самой ее смерти было очень и очень трепетное, очень заинтересованное отношение.