Ключевое слово этой недели – "Мемориал"

Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.

Марина Дубовик: В воскресной информационной программе "Свобода в полдень" рубрика "Ключевое слово".

Лиля Пальвелева: Ключевое слово этой недели – "Мемориал". В понедельник на волнах Радио Свобода прозвучало следующее:

- Правозащитный центр "Мемориал" приостанавливает свою деятельность в Чечне в связи с убийством Натальи Эстемировой. Рамзан Кадыров выразил сожаление по поводу ухода "Мемориала" из Чечни, назвав это решение политизированным. Тем временем адвокат Андрей Красненков подал в суд иск о защите чести и достоинства Кадырова против главы "Мемориала" Олега Орлова. Правозащитник возложил ответственность за гибель Натальи Эстемировой на главу Чеченской республики.

Лиля Пальвелева: Слово "мемориал" произошло от латинского memorialis. В буквальном переводе – "памятный". Вот эта идея сбережения памяти – основная во всех значениях "мемориала". Современные словари указывают на то, что это, во-первых, архитектурное сооружение, воздвигнутое для увековечения памяти о значительных событиях и лицах и, во-вторых, соревнования, посвященные памяти выдающихся спортсменов.
Старые добрые Брокгауз и Ефрон сообщают также, что мемориал - это "название бухгалтерской книги для ежедневной записи всех операций тотчас по завершении их". Добавим сюда слово "мемуары", с этим же латинским корнем "–mem-".
Таким образом "памятник" - почти синоним "мемориалу", отличия здесь в нюансах значений, так что правозащитники могли бы выбрать в качестве названия и это слово. Между прочим, было выпущено два выпуска сборника, посвященного жертвам политическим репрессий и подготовленных Ларисой Богораз вместе с Арсением Рогинским, так вот заголовок на обложке - «Память». Однако когда более 20 лет назад создавался "Мемориал", название "Память" уже было занято несимпатичным движением с шовинистическим уклоном. К слову, его членов в простонародье называли "памятниками". И вот вопрос одному из основателей "Мемориала" Юрию Афнасьеву.
Юрий Николаевич, вы помните, кто придумал это емкое и хорошо запоминающееся название – "Мемориал"?

Юрий Афанасьев: Нет, к сожалению, имя того человека я назвать не могу, хотя я был у истоков этого движения в качестве сопредседателя тогда еще общества "Мемориал". Но с самого начала не то, что были какие-то сомнения относительно правомочности определения того, что предстоит делать, этим словом "Мемориал". Но смысл слова "мемориал" отыскивали с самого начала. Его отыскивали в довольно бурных дискуссиях, потому что было неочевидно, что понимать под словом "сталинские репрессии". Сначала цели этого общества "Мемориал" были довольно скромными. А именно: установить места захоронений жертв сталинских репрессий, установить их имена и определить, каким образом увековечить память.

Лиля Пальвелева: То есть речь шла об узком значении слова "память"?

Юрий Афанасьев: Именно так, в самом узком смысле – вспомнить, что было, кто был и почему они погибли. Широких философских проблем или задач на первом этапе не обсуждалось, хотя само возникновение вопроса – что есть сталинские репрессии? – предполагало уже глубокий философский смысл. За этим вопросом возникал другой вопрос – какой датой фиксировать начало сталинских репрессий? Тогда наиболее яркими были выступления Олега Волкова. Это писатель, который больше всех провел лет (около 30) в сталинских лагерях. Он доказывал, что под понятие "сталинские репрессии" вполне подходят и все те преступные деяния, которые были совершены при Ленине. Тогда эти его слова пугающее на очень многих производили впечатление. В конце 80-х годов Ленин для массы, в том числе и тех, кто создавал "Мемориал", числился еще чуть ли не в святых.
Тогда просто в оторопь вводило даже то, что он произносил все это вслух. И смысл слова "Мемориал" тогда связывали с какими-то делами конкретными, с практикой вроде бы такой будничной, не бросающейся в глаза. Это что такое? Это краеведческие кружки, это какие-то экспедиции, публикации о находках расстрельных захоронений. Причем, публикации опять же очень скромные, с перечнем именем. Долгие годы это продолжалось. И по мере того, как накапливался этот материал, становилось все более и более очевидным, что "Мемориал" обретает гораздо больший смысл, чем просто память.

Лиля Пальвелева: Таковы воспоминания Юрия Афанасьева. Со временем в "Мемориале" произошла естественная эволюция. Люди, которые вели битву за настоящее на арене прошлого, не могли не реагировать на новые нарушения прав человека. В числе таких людей была и Наталья Эстемирова.