Этика шпиона

Игорь Померанцев

В Англии и США – бум документальных книг о шпионах. В Америке изданы сразу две книги о советских шпионах: "Treachery: Betrayals, Blunders, and Cover-Ups: Six Decades of Espionage Against America and Great Britain" и "Spies: The Rise and Fall of the KGB in America". В Англии открыт доступ к мемуарам советского шпиона Энтони Бланта.

В двух новых книгах и мемуарах Энтони Бланта есть много информации о конкретной работе советских шпионов, о том, кто и когда вербовал агентов, какие "болевые точки" находили вербовщики, как разоблачали предателей, как их перевербовывали. Некоторые шпионские отчёты, опубликованные в книге "Шпионы: взлёт и падение КГБ в Америке", невозможно читать без зевоты: "С. вышел из дому в 6 вечера, чтобы встретиться с Л. С семи вечера был в бруклинском роддоме у жены. После отправился в турецкую баню на 46 улице" и так далее.

Особое внимание авторы книг уделяют агентурной разведке. В английском языке есть даже термин для этого рода разведывательной деятельности – "human intelligence" или "humint". Но ни в исследованиях, ни в мемуарах Бланта речь не идёт о, если можно так сказать, профессиональной этике разведчиков.

Сами разведчики тоже редко говорят на эту тему. Советский шпион-искусствовед Энтони Блант считал делом своей жизни сочинение книг об истории искусства, а не предательство.

Советский разведчик Леонид Шебаршин среди достоинств разведчика называл "скромность и неприметность".

Восточногерманский генерал-полковник Маркус Вольф утверждал, что "профессия разведчика не отличается от прочих в этическом плане... Мотивы моей деятельности были добросовестными и честными".

Маркус Вольф врал, потому что враньё - обязательное условие деятельности шпиона. Шпион делает это по долгу службы. Ещё по долгу службы он может соблазнять женщин, обманывать собственных родителей и детей, шантажировать, подкупать, воровать, подслушивать, вынюхивать и подглядывать, компрометировать, подсыпать отраву, стрелять на поражение, предавать близких и родину. Ну а во всём остальном следовать нормальной человеческой этике и этикету. Например, сидя за столиком в ресторане, не размахивать руками, не насвистывать, не стучать вилкой по бокалу и даже не причёсываться.