Выборы досрочные, нервные

Следствием предыдущих парламентских выборов стали массовые беспорядки и погромы в Кишиневе.

Накануне завтрашних досрочных парламентских выборов из Молдавии выдворяют международных наблюдателей. А прилетевшего освещать выборы корреспондента Радио Свобода Максима Ярошевского не сразу выпустили из аэропорта Кишинева.

- Пограничная служба Молдавии задержала меня на выходе из аэропорта, взяв документы, и довольно серьезный чин попросил пройти в так называемую "рапортовую", - рассказал Максим Ярошевский. - Там объяснили, что надо просто проверить документы и удостовериться, что я аккредитован для освещения выборов. Затем сообщили, что, поскольку аккредитации у меня нет, я должен возвращаться в Москву. При этом мне не объяснили, откуда вдруг возникла тема аккредитации, и не показали списки аккредитованных журналистов. Коллеги, с которыми мне удалось созвониться, в один голос сказали, что впервые слышат об аккредитации.

Сотрудники погранслужбы заявили, что я могу выбирать: либо купить за свои деньги билет на рейс "Эйр Молдова", вылетающий в Москву сегодня вечером, либо остаться в аэропорту и ждать того борта, которым я прилетел сюда ("Сибирские авиалинии"), который уже вылетел из Москвы.

Это продолжалось около двух с половиной часов. Но пока я пытался связаться с российским посольством в Кишиневе, проблема неожиданно разрешилась сама собой. Мне вдруг сообщили, что просто произошло недоразумение, инцидент исчерпан, - и выпустили в город, - сказал Максим Ярошевский.

Не столь благополучно развивается ситуация вокруг зарубежных экспертов, прибывших наблюдать за ходом выборов. Некоторых наблюдателей молдавские власти объявили нежелательными фигурами, потребовав, чтобы они покинули территорию страны. В их числе оказался и российский политолог Александр Кынев. Среди действующих лиц этого скандала фигурируют также неизвестные бритоголовые люди. Вот что рассказал Кынев в эфире Радио Свобода:
Потом предложили нам побыстрее сматываться из Молдавии, иначе – предупредили – нам переломают руки и ноги

- Сегодня в шесть утра к нам в гостиницу пришли представители полиции. Уже в здании комиссариата нам сообщили, что до конца дня мы должны покинуть Молдавию, и взяли с нас расписки, что мы предупреждены. При этом никаких документов нам не предъявили. Мы собрались и двинулись в сторону Кишинева. Можно сказать, под наружным наблюдением: за нами постоянно ехали разные машины. Нас периодически останавливала полиция, чтобы проверить документы. И на одном из таких постов, уже вблизи города, нашего водителя полицейский отвел для разборки на несколько десятков метров. Тем временем к нам подошли несколько крепких бритоголовых людей в черных футболках, один в наколках, поинтересовались, кто мы такие. Потом предложили нам побыстрее сматываться из Молдавии, иначе – предупредили – нам переломают руки и ноги.

После этого разговора чудесным образом полицейский отпустил нашего водителя, и мы наконец добрались до пригорода Кишинева. Сюда съезжаются наблюдатели из разных городов. Ситуация крайне тяжелая. Насколько я понимаю, под таким же давлением сейчас находятся наблюдатели от молдавских общественных организаций и политических партий. В связи с этим руководство миссии обсуждает возможность того, что даже те наблюдатели, которые официально вчера получили удостоверения, возможно, будут отозваны с участков по соображениям безопасности. Потому что представители специфических структур уже приходили и к руководству миссии.

То есть, давление идет со всех сторон. Такое ощущение, что оно согласовано. Поскольку мы не получили официальной аккредитации в качестве наблюдателей и у нас нет удостоверений, с этого момента мы стали простыми гражданами, прибывшими в Молдавию. Но дело в том, что простой гражданин может смотреть телевизор, читать газету, может ходить по улицам, может смотреть, что происходит в стране, это не запрещено любому. Но почему тогда люди, которые приехали в Молдавию и не нарушают никаких законов, должны вдруг внезапно покинуть страну? Это вопрос, - говорит Александр Кынев.

Центральная избирательная комиссия Молдавии отказала в регистрации 87 наблюдателям из Хорватии, Киргизии, Македонии, России, Украины. 11 наблюдателей из Грузии задержали в аэропорту Кишинева без объяснения причин.

Корреспондент РС в Кишиневе Ирина Северин попросила пресс-секретаря Центральной избирательной комиссии Молдавии Юрия Чокану уточнить мотивы, по которым наблюдатели не были аккредитованы.

Юрий Чокану ответил весьма обтекаемо:

- Статус наблюдателя вступает в юридическую силу с момента его регистрации как такового в Центризбиркоме. До момента регистрации любой гражданин, который претендует на звание наблюдателя, является всего-навсего физическим лицом. Согласно действующему законодательству Республики Молдова, мы рассматриваем заявления о регистрации в качестве наблюдателей, поступившие в ЦИК, принимаем решения по аккредитации либо об отказе в аккредитации.

- Чем вы объясняете отказ на этот раз?

- Согласно действующему законодательству, мы определяем квалификацию конкретных наблюдателей, чтобы мониторинг выборов проводился квалифицированными людьми, специалистами в данной области.

- Вы руководствовались исключительно соображениями квалификации или были какие-то еще основания?

- Никаких политических мотиваций здесь нет и искать их даже не следует. Мы рассматривали заявления о регистрации в качестве наблюдателей на базе своих приглашений. В нашем регламенте, в кодексе о выборах написано, что мы приглашаем международных наблюдателей, как это происходит во всем мире. Ни в одной стране не принято просто приехать и сказать, что я приехал наблюдать. Принято приглашать наблюдателей. Мы пригласили тех, кого посчитали нужным, - сказал пресс-секретарь молдавского Центризбиркома.

Эксперты полагают, что победителями парламентских выборов станут коммунисты. При этом не исключено, что оппозиция не согласится с итогами голосования, утверждает генеральный директор Центра по изучению проблем постсоветского пространства МГУ Алексей Власов:

- Мне кажется, что эти выборы, строго говоря, интересны не содержанием, а формой, поскольку это будет своего рода психологическая проба пера с задействованием административного ресурса. Сумеет ли руководство Молдавии с очередной, уже третьей, попытки пробить сплоченные ряды оппозиционеров и добиться необходимого результата, который бы обеспечил контроль над всеми ветвями власти в стране? Собственно говоря, в победе коммунистов практически никто из экспертов не сомневается, вопрос только в том, наберут ли они необходимое количество голосов, о барьер которых и споткнулась в прошлый раз группа поддержки господина Воронина.

Обстановка нервозная, отсюда и такие, я бы сказал, несколько неадекватные действия в отношении наблюдателей. Но в то же время понятно, что ставка достаточно велика. Судя по всему, за короткое время, прошедшее с момента последнего выборного цикла, Воронину не удалось договориться с кем-либо из представителей оппозиционных сил. Если так, то даже если коммунисты победят, но победят с недостаточным количеством голосов, политическая ситуация в Молдове окончательно зайдет в тупик. А это уже чревато повторением тех событий, которые, как вы помните, не так давно происходили в Кишиневе. То есть, из публичной, сферы политики конфликт может перейти в какие-то, скажем так, скрытые или даже, наоборот, жесткие формы массового протеста, - считает Алексей Власов.

Между тем, сообщил корреспонденту РС Анастасии Кириленко французский журналист Александр Бийетт, находящийся в Кишиневе, в настоящее время оппозиция распускает слухи, что в страну прибыли два самолета МЧС России с милицейскими дубинками и другим оборудованием для разгона демонстраций. Эти слухи ничем не подтверждаются. То есть, за исключением усиливающейся враждебной риторики, в Кишиневе пока все спокойно, - уверяет Александр Бийетт:

- Молодежи на улицах не видно, город живет обычной жизнью. Какие-то акции протеста, как сообщают организаторы, состоятся в четверг. Но вряд ли они будут такими же масштабными, как в прошлый раз. При этом коммунисты с помощью средств массовой информации усиленно нападают на оппозицию, утверждая, что она намерена "разрушить страну".
***

Как известно, проведения досрочного голосования 29 июля оппозиция добилась после того, как 5 апреля в Кишиневе прошли послевыборные акции протеста.