В Томске в ветхом доме произошло обрушение потолочного перекрытия

Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мелани Бачина.

Евгения Назарец: В Томске в одном из ветхих деревянных домов произошло обрушение потолочного перекрытия. Один человек погиб, остальные жители эвакуированы. За последние полгода это уже третье обрушение жилого дома. Томские власти признаются, что ситуация выходит из-под их контроля. В городе сейчас около полусотни домов, опасных для жизни людей, но расселять жителей таких домов некуда.

Мелани Бачина: Дом на Пушкина, 5, где накануне произошло обрушение, в списке аварийных не числился. Хотя в марте этого года в деревянной двухэтажке произошел пожар. Городские власти тогда пообещали выделить деньги на ремонт, но так и не выделили. Потолочное перекрытие рухнуло в квартире второго этажа рано утром. 32-летних Николай Николаев погиб на месте. Остальные жители успели выскочить на улицу. Рассказывает хозяйка квартиры, в которой произошло обрушение Светлана Субуханкулова:

Светлана Субуханкулова: Для меня это, честно сказать, было неожиданно. Я думала, что все равно эта балка... Но, чтобы трещало, скрипело, что-то ходуном ходило, этого не было. Конечно, к этому шло давно. Эта стена отходила. Было видно, что она отходит. Сразу, если бы после пожара начали, они бы это увидели, что там что-то угрожает.

Мелани Бачина: К месту происшествия стянули силы МЧС, скорой, Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России по Томской области, представителей УВД и мэрии. Жителей дома, а среди них трое маленьких детей и одна беременная женщина, эвакуировали. Теперь комиссии предстоит решить, что делать с домом ― разбирать или ремонтировать. Сами жильцы уверены ― их дом для жизни уже не пригоден.

Светлана Субуханкулова: Тревогу по поводу этого мы били уже давным-давно - 1997-1998 год. Комиссия приходила. Конечно, бумажку у меня никакой не осталось. Сказали, что все нормально, все хорошо.

Мелани Бачина: Дом ваш в списке аварийных не значился.

Светлана Субуханкулова: Они пришли, посмотрели и сказали, что еще 100 лет простоит, отвяжитесь.

Мелани Бачина: Вы уверены, что капитальный ремонт вашему дому не поможет?

Светлана Субуханкулова: Там труха. Там самая натуральная труха. Куда не тыкни, там пальцем все можно проткнуть. О каком ремонте может идти речь?!

Мелани Бачина: После обрушения дома, выяснилось, что трагедии можно было бы избежать. Решение о выделении денег на ремонт, после пожара было принято еще весной, но распоряжение мэр подписал только в июне. Приступи строители к ремонту раньше, наверняка выяснили бы, что перекрытия сгнили. Но из-за бюрократической проволочки, документы ходили по кабинетам чиновников почти полгода, ремонт в доме на Пушкина так и не начался. Говорит первый заместитель мэра Томска Евгений Паршуто.

Евгений Паршуто: Есть некий брак работы чиновников. Брак заключается в следующем - неправильно подготовлены документы, несогласованные действия департаментов. Вчера я провел экстренное совещание с главами районов, на котором поставил задачу - максимум 20 дней на хождение всех документов, начиная с подготовки паспорта и заканчивая выделением денег. Если в 20 дней не уложились, значит кто-то должен быть наказан - уволен, расстрелен, еще какая-то форма наказания.

Мелани Бачина: Ситуация с аварийным и ветхим жильем в Томске с каждым годом усугубляется, признается заммэра Паршуто. По официальной статистике аварийными и подлежащими сносу признан 131 дом. Но реальные цифры в разы больше. По оценке экспертов, в Томске насчитывается почти тысяча ветхих и аварийных домов, где проживают около семи тыс. семей. Мэрия только теперь решила проинспектировать все и составить список самых опасных домов.

Евгений Паршуто: Сегодня ситуация с аварийным фондом не просто ситуация с плохими домами, это ситуация, опасная для жизни людей. У нас, на самом деле, очень много домов, которые видно, что в них проживать невозможно. От 40 до 50 объектов опасных для жизни. То, что сейчас происходит, то, что будут обрушения - они будут. Но эту опасность для жизни людей нужно свести к минимуму. Второй очень важный аспект этой проблемы - это то, что у нас нет сегодня жилья, на рынке нет жилья, куда можно этих жителей расселять, к сожалению, ни социального, ни арендного, ни жилья малой площади.

Мелани Бачина: Жителей обрушившегося дома на Пушкина 5 сейчас расселили в так называемый маневренный фонд. Но многие недовольны тем, что им предложила власть. Люди опасаются перспективы остаться во временном жилье навсегда. Поэтому решили отстаивать свои права и выйти на пикет. Они рассчитывают, что 1 августа к их акции протеста присоединяться все жители ветхих и аварийных домов Томска.