Путин в Иркутске: всплытие показало

В Иркутской области Владимиру Путину снова пришлось демонстрировать искусство ручного управления экономикой

В российских регионах готовятся к очередным выборам. Перед новым иркутским губернатором - "питерцем" Дмитрием Мезенцевым стоит задача разрешить кризис с закрытием Байкальского ЦБК и обеспечить победу "Единой России" в муниципальных законодательных собраниях.

В студии Радио Свобода - аналитик, эксперт по проблемам Сибири Виталий Камышев:

- 11 октября пройдут выборы городских дум Иркутска, Братска, Усть-Илимска и еще ряда городов и районов области, в том числе, например, в Иркутском районе, который является туристической зоной Байкала. В июне губернатором области был утвержден член Совета федерации, выходец из Питера Дмитрий Мезенцев. И сейчас перед ним стоит задача обеспечить лояльное большинство в законодательных органах власти крупных промышленных городов региона. Он уже провел интенсивную пиар-кампанию.

Во-первых, Мезенцев был вынужден решать проблему Байкальска. Как известно, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат был закрыт, люди оказались на улице. Это крупное градообразующее предприятие. Дмитрий Мезенцев несколько раз выступал с громкими заявлениями, что проблема решена. На самом деле люди остаются без работы, им не выплачены долги по зарплате. И на днях Дмитрий Мезенцев заявил, что, возможно, комбинат будет запущен, правда, запущен временно.
Визит Владимира Путина в Иркутск напоминал театрализованное действо

Много лет вокруг этого комбината шли споры, его закрытия долгие годы добивались экологи, местная общественность. Специалисты говорят, что комбинат уже не может быть рентабельным и временный запуск ничего не дает. Пока Мезенцеву не удается реально решить важные ключевые проблемы региона.

Забастовки, голодовки проходят в других городах, поселках области. Например, на БАМе строители-ремонтники в одном из крупных бамовских тоннелей тоже объявляли забастовку, голодовку. То есть, проблемы везде одни и те же. Регион очень большой и, естественно, все это копится.

Недавно, кстати, произошло беспрецедентное событие: действующий мэр Усть-Илимска, крупного промышленного города на севере области, Виктор Дорошок был осужден на 9 лет лишения свободы, и Дорошок свою вину признал, что организовал заказное убийство генерального директора Усть-Илимского лесоперерабатывающего комплекса Виктора Пуртова.

- И как могут пройти выборы в Усть-Илимске на таком фоне?

- Думаю, что очень бурно. Во-первых, в городе активно обсуждалась деятельность Дорошка, который был не только мэром, но и авторитетным бизнесменом. И выборы, естественно, пройдут под знаком этой темы.

Ключевые выборы на муниципальном уровне в регионе – это выборы иркутской городской думы. Через год пройдут выборы мэра Иркутска, и нынешние выборы во многом предрешают исход предстоящего в следующем году голосования - тем более, что устав города, возможно, будет изменен, и мэра будут избирать депутаты, которые будут избраны этой осенью.

- А оппозиционные партии как-то себя проявили?

- И «Справедливая Россия», и КПРФ, и ЛДПР собираются создать свои фракции в городской думе Иркутска прежде всего. У «Единой России», наверное, будет большинство, но не подавляющее.

По части пиара и пропаганды у партии власти есть успехи. В финале прошлой недели премьер Владимир Путин порадовал граждан новой акцией по ручному управлению экономикой. Путин прибыл в Иркутск, погрузился на дно Байкала в аппарате "Мир-1", всплыл, провел совещание по вопросам экологии; занимался премьер и проблемами Байкальска.

- К каким конкретным результатам привело всплытие премьера Путина со дна Байкала?

- Визит Владимира Путина в Иркутск напоминал театрализованное действо, - говорит Виталий Камышев. - Действительно, чего стоит одно это погружение. Что касается непосредственных итогов, то хотя Владимир Путин старался высказываться осторожно, но, по информации из Байкальска, на проходной комбината уже висит объявление о том, что ЦБК возобновляет работу с 15 сентября.

Опубликована краткая стенограмма встречи Путина с местной общественностью. Многие участники встречи резко критиковали идею возобновления производства на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате. Например, президент Иркутского научного центра Академии наук академик Михаил Кузьмин говорил о том, что недавно Сибирское отделение Академии наук проводило экономическое исследование состояния комбината; ученые пришли к выводу что комбинат нерентабелен. Кроме того, 98% продукции идет на экспорт в Китай, то есть мы портим священное озеро для того, чтобы снабжать Китай целлюлозой.

Присутствие на озере комбината вредит и другим возможным коммерческим перспективам Байкала – туристическому бизнесу, о котором очень много говорят. Много говорили об этом и Путин, и губернатор Мезенцев. Академик Кузьмин заметил, что за рубежом никогда не будут покупать байкальскую воду, если там будут дымить трубы ЦБК. Владимир Путин ответил академику: если за границей захотят покупать байкальскую воду, будут смотреть не на трубы, а на химический анализ.

Директор по программам Гринпис России Иван Блоков, принимавший участие в совещании, напомнил, что комбинат был изначально проблемным, и в Советском Союзе были протесты против его существования и деятельности. И что Байкал – это такой объект уникальный, он ценнее любого комбината нерентабельного. На что премьер ответил: "Комбинат работает с середины 60 годов прошлого века. Не мы его строили, не я принимал решение об открытии, но эта проблема досталась нам в наследство и мы должны думать, что с этим делать, а речь идет о судьбах людей".

- Говорилось ли о том, за чей счет будет запущен этот нерентабельный комбинат?

- Путин бросил такую фразу: у нас денег много в бюджете, но мы поможем обеспечить экологическую безопасность работы комбината и поможем людям, которые живут в Байкальске. А в завершении всего Путин и губернатор Мезенцев предложили всем критикам поехать в Байкальск и представить свою точку зрения жителям Байкальска. Естественно, жители Байкальска заинтересованы в работе комбината – это градообразующее предприятие. Но Байкальск – это небольшой городок, 16 тысяч населения. Его интересы несколько расходятся с интересами всех людей, которые хотели бы видеть Байкал чистым. А вот решить эту проблему, удовлетворить интересы местных жителей, работающих на предприятии и не загрязнять Байкал, видимо, наши власти не могут, не могут предоставить какую-то другую работу.

За 9 месяцев, что комбинат стоял, ни региональные, ни местные власти ни разу не обсудили ни одного альтернативного проекта для Байкальска. Поразила безапелляционность Путина. Когда он поднялся после погружения на дно Байкала, очень четко и очень уверенно сообщил, что следов загрязнения Байкала он не обнаружил. Но, во-первых, он был в ста километрах от Байкальска, от комбината, а во-вторых, целый научно-исследовательский институт, который теперь, видимо, придется закрывать, все-таки фиксирует следы загрязнений.

- В чем был смысл встречи с писателем Валентином Распутиным?

- Думаю, что это попытка как-то нейтрализовать его возможные высказывания после возобновления работы комбината. Есть один факт, о котором пишет местная пресса: накануне состоялась встреча Валентина Распутина с губернатором Дмитрием Мезенцевым, после чего было объявлено, что отделению Союза писателей России, в котором состоит Валентин Распутин, будет оказана значительная финансовая помощь.

- Как повлияет этот визит на предвыборную ситуацию в регионе?

- Это повлияет на рейтинг губернатора. Представители местной элиты большой оптимизм выказывали по поводу назначения Мезенцева, сейчас просто на глазах их оптимизм угасает. И я думаю, что рейтинг и Мезенцева, и даже Владимира Путина среди сибиряков несколько снизится. Потому что все понимают, что проблему решить не смогли. Выбрали очень примитивный вариант ее решения, который сопровождается просто большой демагогией.

Фрагмент программы "Время политики" Михаила Соколова