Казань слушает музыку молитв

Звучит колокольный звон, звук органа, муэдзин.

Олег Павлов: На улицах Казани – что в старой части города, что в новых микрорайонах – кресты церквей можно увидеть рядом с полумесяцами мечетей. Для татарстанцев обычное дело, когда православный хор соседствует с мелодичной молитвой муллы.

Звучит хор Петропавловского собора

Виктор Кадыров: Хор является носителем и музыкальных традиций и, самое главное, традиций православных.

Олег Павлов: Виктор Кадыров, регент хора Петропавловского собора и инспектор хоров Казанской епархии, в советское время распрощался с комсомольским билетом за свое увлечение церковной музыкой. Он считает, что ему в жизни повезло. В свое время он встретил Сергея Кушкова, знатока дореволюционных канонов церковного пения, которые были во многом утрачены в результате эмиграции и репрессий в отношении священнослужителей. Кушков был репатриирован в Советский Союз в 50-е годы из китайского Харбина, где он получил блестящее образование.

Виктор Кадыров: Я человек скрупулезный, брал все на карандашик, на полях все записывал – здесь медленно, здесь быстро. Почему? Потому что священнослужитель совершает то-то и то-то, исполняется это именно вот так.

Олег Павлов: По словам Виктора Кадырова, многие композиторы брались за написание церковной музыки, но прижилось далеко не все. Вроде и музыкант великий, и произведение прекрасное, а в церкви не звучит. Виктор объясняет это просто.

Виктор Кадыров: Хор является звеном, которое помогает молящемуся обрести покой.

Звучат звуки органа и католического богослужения

Илья: Апостол призывает верных собравшихся в ожидании пришествия Господня всем вместе петь псалмы, гимны и духовные песни. Это написано в послании Апостола Павла.

Олег Павлов: Илья, студент Католической семинарии в Санкт-Петербурге, проходит практику в казанском храме Воздвижения святого креста. По его мнению, музыка в богослужении, по римским канонам хоть и не всегда обязательна, но желательна. Поскольку дает возможность глубже постичь слова молитвы.

Илья: Именно для меня это помогает молиться, лучше понимать некоторые вещи. Потому что даже если просто смотреть очень поверхностно, то когда поешь литургию часов, есть такая молитва, то это помогает более сосредоточиться даже на некоторых вещах.

Звучит чтение Корана

Олег Павлов: В исламе хор не используется, но само богослужение настолько мелодично, что возникает полное ощущение, что оно исполняется по нотам. Илсаф-хазрат, имам мечети на Чишмяле, утверждает, что в чтении Корана главное не красота, а то, насколько правильно читают священную книгу.

Илсаф-хазрат: Там не смотрится как он красиво читает, сколько он тянет, сколько у него мелодичности, а внимание уделяется на правильное чтение, то есть где и как произносится буква. Надо тянуть там, где надо, а там, где не надо, не надо тянуть. Смотрят вот эти правила. Красота чтения сама по себе выходит.

Олег Павлов: В подтверждение своих слов Илсаф-хазрат приводит слова арабской поговорки: "Что исходит от сердца – доходит до сердца, что исходит от языка – достигает только ушей". Поэтому, когда Коран читают от души, то и кажется, что его слова наполнены музыкой.

Звучит чтение Корана. Подлжкой продолжается.

Олег Павлов: Но главное, все-таки, точное воспроизведение слов пророка.

Илсаф-хазрат: Потом красивое донесение людям. Не будем же мы читать слова аллаха грубо. Мы должны преподнести это людям красиво и доходчиво. В этом заключается.

Звучит чтение Корана, орган, православный хор.

Олег Павлов: Ислам, Православие, Католичество – их богослужения внешне совсем не похожи. Но вот что интересно – представители всех трех религий единодушно отмечают – главное искренность. Только тогда слова молитвы достигнут сердца верующего.