Андрей Шарый: В Гаване вышел толковый словарь, целиком состоящий из определений, которые давал политическим понятиям лидер кубинской революции Фидель Кастро. В "Словаре мысли" собраны в основном идеологические понятия с комментариями Кастро, которые он развивал в своих многочисленных публичных выступлениях. У микрофона – обозреватель Радио Свободы, специалист по латиноамериканской проблематике Александр Гостев.
Александр Гостев: В основном там речь идет о революционной риторике, о таких понятиях как социализм, империализм, классовая борьба и все то, что, по мнению Фиделя Кастро, может в будущем понадобиться кубинскому народу для того, чтобы строить свою политическую, экономическую и общественно-социальную жизнь. Это около 400 слов. Интерес во всем мире это вызвало не меньший, чем, видимо, на самой Кубе. Сайт самой главной кубинской газеты "Гранма" упал, то есть, видимо, количество интернет-обращений на этот сайт превысило всякие допустимые для слабенького ресурса спрос. Ясно, что интересуются не только кубинцы.
Фидель Кастро занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самый лучший и известный оратор. Оратор он мастерский. Это человек, который мгновенно улавливает: а) настроение толпы, б) совершенно не боится прилагательных, но при этом они не выглядят у него ни пафосными, что очень сложно, ни пошлыми. При этом он разговаривает одновременно как человек образованный на интеллигентном языке, но на очень понятном народу. Но при этом он в процессе одной и той же речи может очень сильно менять облик. От облика революционного солдата и вождя становится таким маститым, взвешенным, уравновешенным, государственным мужем, играть роль такого одного из нас - простого кубинского парня, крестьянина. Он может привести действительно остроумный, но, что называется, соленый анекдот в соей речи.
Вышедшую сегодня книгу можно было бы назвать политическим завещанием вождя, но примеры уже есть. В первую очередь это красная книжечка Мао Цзэдуна в Китае, это бесконечные цитатники Ким Ир Сена. Видимо, надо подождать некоторое время. Конечно, все будет зависеть оттого, какой режим вообще будет. Сохранится ли там власть коммунистов, но книжечка явно войдет в историю.
Андрей Шарый: В чем заключается обаяние диктаторов? Над этим вопросом размышляет вслух обозреватель Радио Свобода Игорь Померанцев.
Игорь Померанцев: Существует вообще обаяние власти. Обаяние человека, который воплощает эту власть, по крайней мере, мы читали об истошных криках женщин "Хочу ребенка от Гитлера!", существует еще понятие моды, популярности, духа времени. Но что касается диктаторов. Мы же говорим о стране, где уже несколько поколений людей жили при коммунизме. А коммунизм – это идеология для бедных, это идеология для простаков. Потому что коммунист предлагает решение сложнейших проблем самыми примитивными и часто преступными способами. Люди хотят такого решения. Им кажется, что все это все это будет просто сделано. Существует же явление массовой культуры. Она же делается из кубиков. Если считать политику проявлением культуры, то это именно то, что мы называем массовой культурой. Очень многие культуры не в состоянии совладать с современными проблемами. Когда приходит диктатор и обращается к крестьянам или рабочим, то им кажется, что с ними говорят на равных, что они слышат какие-то умные вещи.
А что касается вообще культуры цитатников. У Мандельштама есть знаменитое выражение в "Разговоре о Данте", что "цитата есть цикада". Это не просто выписки какие-то. Что это означает? Что в воздухе языка, в воздухе культуры носятся вот эти цикады – это культурные воспоминания, культурное ауканье, культурная перекличка. А какие там цикады у этого Фиделя Кастро? Коммунистические? Да, это идеология социальной ненависти, уравниловки, коллективной вины. И вот такие цикады носятся по воздуху Кубы. Как-то все удручающе.
Андрей Шарый: Гостями рубрики "Сегодняшний факт" были мои коллеги Игорь Померанцев и Александр Гостев. В Гаване вышел "Словарь мыслей" лидера кубинской революции Фиделя Кастро.