"Преображение" "Попа"

Сергей Маковецкий, тот самый "Поп"

В Выборге начал работу фестиваль российского кино "Окно в Европу". Он открылся новым фильмом Владимира Хотиненко, пока что имеющим два названия.

В буклетах название картины Хотиненко - "Преображение", а на афишах - "Поп". Когда Хотиненко представлял фильм на открытии фестиваля, он объяснил, что переименование - это продюсерская затея, которая самому режиссеру не нравится. Но справедливости ради скажем, что роман, экранизация которого предложена Владимиром Хотиненко, называется "Поп". Под каким названием фильм выйдет в прокат, пока непонятно.

Действие фильма начинается в 1941 году, когда на северо-западе России, на оккупированных фашистами территориях и по их инициативе была образована так называемая "православная миссия". Для ее осуществления было выбрано 14 священников. Уже в 1942 году им предписывалось выявлять партизан и связанных с ними лиц, а также тех, кто выражает недовольство немецкими порядками. Миссия предписывала духовенству, например, после божественной литургии совершать молебен о "даровании Господом силы и крепости германской армии и ее вождю Адольфу Гитлеру для окончательной победы над проклятым жидобольшевизмом". Иными словами, речь идет о коллаборационистах.

Владимир Хотиненко выбирает героем одного из них - отца Александра, который в фильме представлен положительно-прекрасным. Он спасает еврейскую девочку и становится приемным отцом ей и десятку осиротевших малышей. Он просит пощады для партизан, приговоренных фашистами к смерти. Он добивается разрешения привозить в лагерь для военнопленных еду, дрова, одежду, а на Пасху привезти самих пленных в храм. Он перечит нацистам, а позже и советским товарищам, и отправляется уже по их милости в ГУЛАГ. В общем, если исходить из названия "Преображение", то можно сказать, что отец Александр уподоблен Христу.
А вот сам фильм Владимира Хотиненко не выходит за границы мелодрамы и уж слишком активно давит на слезные железы

В роли отца Александра - Сергей Маковецкий. Он играет высокую трагедию. Кажется, одними глазами этот актер может выразить все человеческие чувства: страх, нежность, презрение, любовь, отчаяние, жалость... И в тех же глазах - подлинная, глубокая, выстраданная вера. А вот сам фильм Владимира Хотиненко не выходит за границы мелодрамы и уж слишком активно давит на слезные железы.

Рабочее название ленты было "Псковская миссия". Изменив его на "Преображение", режиссер довольно ловко ушел от обвинений в том, что оправдывает коллаборационистов вообще. В то же время зрители, в большинстве своем не знающие истории, придут к выводу, что вся миссия состояла из людей, подобных отцу Александру. В принципе, в любой организации можно найти благородного человека - но, не показывая других ее представителей, можно создать искаженное представление обо всей организации в целом.

Конечно же, это очень серьезная работа; она вызовет очень жаркие, очень горячие споры. Следует сказать, что после просмотра в Выборге Владимиру Хотиненко и Сергею Маковецкому весь зал аплодировал стоя. Это бывает редко.