"Я больше не снимаю комедий"





Дмитрий Волчек: Гость радиожурнала Поверх Барьеров – кинорежиссер Филипп Лиоре. В России его знают по фильму “Мадемуазель” с Сандрин Боннэр, который в 2001 году получил Гран-при Московского кинофестиваля. Его картина “Упавшие с неба” получила приз за лучшую постановку и за лучший сценарий в Сан-Себастьяне, ленты “Член команды” и “У меня все хорошо, не волнуйся” – 7 номинаций на высшие кинематографические награды Франции – премии “Сезар”. Лиоре интересуют, как правило, острые социальные темы. Катерина Прокофьева беседовала с ним после просмотра фильма “Добро пожаловать”, посвященного проблемам мигрантов.


Катерина Прокофьева: В этом году лента была тепло принята на Берлинале, где получила премию экуменического жюри и премию Europa Cimenas Label. Говорят, что после выхода этого фильма во Франции в марте этого года, количество курдов – иммигрантов во Францию увеличилось вдвое, однако напрямую связать этот факт с фильмом никто не решается.
Сюжет фильма простой и трогательный. Молодой курд-нелегал Билал хочет уехать из Франции в Англию, где его ждет девушка. Для этого он решает переплыть Ла-Манш и берет уроки плавания. Ему помогает француз – тренер по плаванию Симон. У Симона свой интерес – он хочет этим растрогать свою бывшую жену, неравнодушную к проблеме беженцев, и вернуть ее. В конце концов Билал погибает. Сам Лиоре считает свой фильм фактическим продолжением ленты Кена Лоача “Этот свободный мир”.

Филипп Лиоре: Натурально – продолжение. Там про то, как нелегалы попадают в Англию, которая тоже далеко не Эльдорадо, как им рисовалось в фантазиях. Я говорил об этом со своим английским дистрибьютором, он согласился со мной, что история одна и та же, хотя персонажи разные.

Катерина Прокофьева: В вашем фильме все время подчеркивается, что герой Симона сильно рискует, помогая нелегалу. Как сильно он рискует все-таки, учитывая современную обстановку во Франции?

Филипп Лиоре: Это означает – как минимум, пять лет тюрьмы. Когда я брался за этот сюжет, я был уверен, что это очень сильная тема. Меня привлекают простые и сильные истории. Эта история должна отражать мою эпоху и проблемы людей, которые живут здесь и сейчас. Когда-то точно так же прятали евреев, а у нас сейчас – вот, что происходит. Я – как махровое полотенце, я хочу впитать историю и выжать ее из себя в фильм. Я наблюдаю, наблюдаю, потом что-то выхватываю из общего потока и говорю себе: “Из этого материала – получится”.


Катерина Прокофьева: Так ваш фильм о любви или о войне? Скорее, о любви, да?


Филипп Лиоре: И о войне, потому что это мирное нашествие мигрантов в Европу – это война. А в разгар войны единственное, что может победить – это любовь. Любовь в общем смысле.


Катерина Прокофьева: И вы уже не первый раз поднимаете тему иммигрантов?


Филипп Лиоре: Мой первый фильм назывался “Упавшие с неба”, там тоже об этом. Про людей, которые застряли в аэропорте и не могли ни вернуться в свою страну, ни выйти в страну, в которую они прилетели. Они жили там под таможней. Это была философская сказка. Радикальная, чуть жестковатая, но сказка, причем комедийная.


Катерина Прокофьева: А в последнее время вы комедий больше не снимаете…


Филипп Лиоре: У меня еще была социальная комедия, которая называлась “Tenue correcte exigee” – “Вечерний костюм необходим”. Я перестал снимать комедии, потому что с возрастом становлюсь пессимистом. Но все равно надо держать улыбку, в фильмах улыбка должна быть тоже. Во Франции я был на публичных показах “Добро пожаловать”. Люди смеются. Ну, все-таки описана встреча двух людей, которые ничего общего не имеют друг с другом, так или иначе, получаются комичные ситуации.


Катерина Прокофьева: Мне кажется, очень грустное кино получилось у вас…


Филипп Лиоре: А потому что в чистой комедии все зависит от механизма смеха. А все, что механически сделано, меня теперь интересует намного меньше, чем естественное. Человеческие отношения, как они есть, глубже, чем комедия. Там комедии не место. Если бы я сегодня захотел снять хорошую комедию, надо было бы как-то обходить этот цеховой аспект комического, а я нахожу это сложным, очень сложным.


Катерина Прокофьева: Да, вот выведена даже формула смешного о том, что юмор из любой ситуации можно извлечь, используя, как минимум, два из шести элементов. Симпатичный, аморальный, странный, умный, узнаваемый и жестокий…


Филипп Лиоре: О, да, если это жестоко и аморально одновременно, это, конечно, очень смешно... Аморальный и симпатичный – это тоже работает. Это настолько прекрасно работает, что мне это неинтересно.


Катерина Прокофьева: Что для вас важнее - реакция критиков или зрителей на фильм?


Филипп Лиоре: Мой кошмар и неизбывный страх – это войти в пустой зал, в котором идет мой фильм. Кино может существовать только в глазах зрителей. Никогда не знаешь, сколько зрителей ты там увидишь, когда идешь в зал. Это реально страшно. Как их привлечь – это вопрос маркетинга. А как их удержать, а вдруг они встанут и уйдут? Когда в зале никого нет, это не кино, это пластиковые бобины на полке. Только зритель интересен мне, только он. Я люблю ходить в кино инкогнито и беседовать со зрителями, не представляясь. Меня интересует любое мнение. Когда мне говорят, что фильм что-то изменил, меня это радует. Когда в зале вместо “Браво!” кричат “Спасибо!”, это просто великолепно.


Катерина Прокофьева: Сразу ли удалось найти актера на роль молодого курда? Я так поняла, что это непрофессиональный актер.


Филипп Лиоре: Персонажа Билала я искал очень долго, ездил в Турцию, в Англию, по курдским коммьюнити, в Берлин, в Осло. А он был под рукой, в Париже. Разумеется, непрофессиональный, ему ведь только 17. А Венсан Лендон, который играет Симона, это действительно сильный актер, он так впрягается в роль ... очень естественный, очень мощный. Мы друг в друга влюбились, и будем делать много фильмов вместе.


Катерина Прокофьева: Вы всегда пишете оригинальные сценарии?


Филипп Лиоре: Ну, вот один раз было исключение, я извлек сценарий фильма “У меня все хорошо, не волнуйся” из книги. Но я прочитал книгу один раз, закрыл ее, думал 15 дней и сказал себе: “Да, есть что рассказать”. Книга мне только дала импульс. Потом я написал свой сценарий. Не перечитывая книгу. Персонажи остались те же. За что получил Золотую звезду Гильдии сценаристов. А сейчас я задумал фильм о крестовом походе одной пары против общества потребления, общества, живущего в кредит, которое доводит людей до банкротства и самоубийств.