Имидж пострадавших, недорого

Российский солдат на границе с Южной Осетией

Правительства Южной Осетии и Абхазии наняли американское пиар-агентство Saylor Company, желая улучшить свой имидж на Западе. Работа уже началась, заверил корреспондента Радио Свобода подписавший контракт от имени Южной Осетии уполномоченный по правам человека республики Давид Санакоев.

Контракты с пиар-агентством были подписаны еще в июне, а в в конце июля их зарегистрировал Департамент юстиции США. Договоры будут действовать в течение года. При этом согласовано, что более 30 тысяч долларов в месяц Saylor Company требовать не будет.

В контракте, опубликованном на сайте Департамента юстиции США, Saylor Company обязуется предоставить Южной Осетии следующие услуги:

- напомнить миру о грубом нападении грузинских военных на гражданское население в Цхинвали в августе; противостоять дорогостоящей и агрессивной информационной войне, которую грузинское правительство ведет против республики Южная Осетия; разъяснить, как российская армия спасла гражданское население Южной Осетии от грузинских вооруженных сил и объяснить необходимость дальнейшей военной поддержки России для того, чтобы не допустить еще одной атаки Грузии.

В регистрационной форме контракта на сайте министерства юстиции США также отмечено, что деятельность по контракту "может включать взаимодействие со СМИ от имени заказчика".

От имени Южной Осетии документ подписал уполномоченный по правам человека республики Давид Санакоев (в самом контракте Санакоев значится просто как представитель Южной Осетии).

От имени республики Абхазия аналогичный контракт подписан руководителем пресс-службы президента Абхазии Кристианом Бжания. Услуги, которые обязуется предоставить Saylor Company Абхазии, следующие:

- Способствовать пониманию в мире истории независимости Абхазии, ее этнической обособленности и экономической, исторической и политической независимости; разъяснить длительную историю грузинской агрессии по отношению к абхазскому народу и противостоять дорогостоящей и агрессивной информационной войне, которую правительство Грузии ведет против Абхазии, включая отрицание правового статуса Абхазии как независимого государства...; подчеркнуть важность поддержания тесных взаимоотношений с Россией, включая необходимость поддержания ее военного присутствия у границ Абхазии, чтобы предотвратить нападение Грузии.

О том, какими методами пиар-агентство постарается улучшить имидж Абхазии и Южной Осетии, корреспондент Радио Свобода попытался выяснить у директора Saylor Company Марка Сэйлора:

- Как на практике будет происходить улучшение имиджа частично признанных государств Абхазии и Южной Осетии?

- Вы знаете, я понимаю ваш вопрос, но я не комментирую ту работу, которую я делаю для своих клиентов. Они сами могут комментировать, если захотят. Пожалуйста, свяжитесь с ними, и, я надеюсь, они смогут поговорить с вами. Это в компетенции моих клиентов. Что касается меня… вы знаете, контракт находится в открытом доступе.

Клиент Saylor Company Давид Санакоев, с которым связался корреспондент, оказался более разговорчивым. Правда, детали он посоветовал выяснить у Марка Сэйлора:

- Почему было принято решение заключить такой контракт? И как практически будет происходить это улучшение имиджа?

- Вы в прошлом году, наверное, сами видели, какой информационной атаке подверглась Южная Осетия. Нас начали обвинять чуть ли не в агрессии против Грузии. Начали обвинять Южную Осетию и Россию, что мы виноваты в том, что на нас напали, нас убивали. И у западного обывателя сложилось неправильное мнение. Поэтому мы с компанией "Сейлор" заключили соглашение, чтобы донести нашу позицию до граждан Европы, США.

- И что в результате? Например, будут изданы какие-то книги, фильмы, что будет на практике происходить?

- На практике будет происходить то, что наша позиция будет доноситься и с помощью средств массовой информации, и других, наверное, мероприятий. Вообще, я вам советую позвонить директору фирмы Марку Сэйлору. Это их дело, он, наверное, лучше расскажет.

- Есть какие-то гарантии со стороны "Сейлора"? Когда вы ожидаете первых результатов?

- Мы уже начали нашу работу, и поэтому мы ожидаем, что... Контракт рассчитан на 1 год, так что в течение этого года мы посмотрим, каких результатов мы сумеем добиться.

- Есть объективные факты, на которые ориентируется Запад. Например, резолюции ПАСЕ о том, что тысячи беженцев из грузинских сел Южной Осетии не могут вернуться, их села сожжены...
Информация от Южной Осетии не доходит до западного общества, до граждан Европы, США. До них доходит информация, которую они получают от Грузии. От нас они получают мизер

- Таких беженцев у нас с 1989 года 120 тысяч - осетин из Грузии, которых изгнали еще в первую войну. О них почему-то пытаются умолчать. Они такие же беженцы, они потеряли свое имущество, они не могут его восстановить целых 20 лет. И из этой всей массы пытаются выделить те 13 или 14 тысяч беженцев, о которых сейчас вы говорите. Я думаю, что этот вопрос надо рассматривать в комплексе, и не надо выделять там грузин и осетин.

Информация от Южной Осетии не доходит до западного общества, до граждан Европы, США. До них доходит информация, которую они получают от Грузии. От нас они получают мизер, который просачивается через информационные агентства. Мы просто хотим, чтобы вся правда, которая здесь есть, была доступна. До сегодняшнего момента нам с трудом удавалось пробить эту информационную стену. И сейчас, я думаю, мы должны получить какой-то эффект.

- Есть еще такие вещи, которые от обывателя не зависят. Например, западным журналистам намного проще попасть в Грузию, чем в Южную Осетию или Абхазию.

- Если вы заметили, за последний период очень облегчили проезд для журналистов. Чтобы попасть в Южную Осетию, необходимо иметь аккредитацию в Российской Федерации, написать письмо в Министерство печати и массовых коммуникаций, получить аккредитацию здесь и иметь многократную визу. И это все, что необходимо, чтобы въехать в Южную Осетию. Я думаю, что это не сложнее, чем попасть журналисту в другую страну.

- Программа-максимум, которую вы ожидаете от этого контракта? Скажем, чтобы Южную Осетию признали все или хотя бы еще несколько государств - есть такие намерения?

- Я не думаю, что с помощью компании "Сейлор" нам удастся убедить мир признать нас сразу же. Но я думаю, что теперь мир сможет увидеть ситуацию не только через призму грузинских средств массовой информации и западных агентств, которые иногда поддерживают точку зрения Грузии больше и легче, чем Южной Осетии.

Председатель совета директоров группы компаний "Никколо-М", специализирующейся на пиар-технологиях, Игорь Минтусов в интервью корреспонденту РС предположил, какими методами будет осуществлен PR Южной Осетии и Абхазии:

- В стране, которой нужно улучшить имидж в глазах другой страны, выбираются целевые группы, которые формируют этот имидж. Это часть средств массовой информации, которая пишет о международных делах, политики и наиболее референтные представители, это культурная и научная элита. С этими группами начинает идти целенаправленная работа. То есть, их в определенной последовательности, с определенной регулярностью информируют о позитивных событиях, которые происходят в той стране, имидж которой нужно улучшить.

- Какими методами?

- Например, начинает регулярно выпускаться пресс-релиз. А программа-максимум - это журнал либо информационный бюллетень,
Людям с определенной регулярностью приходит журнал о стране, скажем, Абхазии. Иллюстрированный журнал, счастливые люди улыбаются
посвященный данной стране. И вот этим 100, 200, 500 людям с определенной регулярностью, раз в месяц в почтовый ящик либо на рабочий стол приходит журнал о стране, скажем, Абхазии. Иллюстрированный журнал, счастливые люди улыбаются. Журнал расскажет о том, какие хорошие изменения произошли за это время. И чем талантливее редактор и пиарщики, которые делают этот журнал, тем журнал является более эстетичным и воспринимаемым. Эти люди, от которых зависит мнение по отношению к данной стране, читают журнал и определенным образом меняют свою точку зрения.

Второй метод - когда этого человека, этих людей привлекают на какое-нибудь культурное событие, связанное с этой страной. Это может быть приезд первого лица, известного ученого... И происходит обсуждение проблем, связанных с этой страной.

- Чем измеряется успешность таких мероприятий? Предположим, люди прочитают специально изданный журнал, а журналисты все равно опубликуют негативные материалы.

- Правильный и классический метод по измерению этого эффекта, который не всегда на практике происходит - это опросы общественного мнения. Это первый такой метод, самый правильный. Второй метод связан с мониторингом средств массовой информации. Это зависит от того, о чем договорились стороны.

- Насколько успешными были подобные кампании в прошлом? Например, можно ли назвать успешной пиар-кампанию президента Белоруссии, которую возглавлял лорд Тимати Белл?

- Точно на этот вопрос ответить невозможно, потому что мы не знаем условий контракта. Но я не исключаю, что речь шла не о том, чтобы изменить общественное мнение и уменьшить количество негативных публикаций, а о том, чтобы конкретный орган власти, например, Совет Европы, принял какое-то конкретное решение. Это решение, позитивное для Лукашенко, и было принято.

- Такие пиар-компании всегда основаны на законных методах? Либо убедить журналистов и блогеров можно и по-другому? Уже появился своеобразный спам - я на нескольких адресах своей почты обнаружила письмо "о геноциде в Южной Осетии" на иностранном языке.

- Есть так называемые этичные методы проведения пиар-кампаний и неэтичные. Этичные методы - это когда вы честно работаете с целевыми группами, не используя метод подкупа. А неэтичные методы пиар-кампаний - это когда вы добиваетесь результата не вашими талантами пиарщика, а вашими деньгами.

- Прецеденты разоблачений есть?

- Конечно. Случаи увольнений в газетах из-за "джинсы" более-менее регулярно происходят.