Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие кинокритик Андрей Плахов.
Дмитрий Волчек: Сегодня завершается кинофестиваль швейцарском городе Локарно. Приветствую кинокритика Андрея Плахова. Андрей, добрый вечер. Фестиваль в Локарно очень красивый, избранные фильмы показывают на огромном экране под открытым небом на главной площади города. Какие ваши впечатления и совпали ли они с выводами жюри, которое подвело сегодня итоги своей работы?
Андрей Плахов: Да, фестиваль в Локарно действительно необычный, потому что самая эффектная часть проходит на открытом воздухе, где показывают самые разные фильмы. В этом году большой акцент был сделан на Японию, японская манга, анимация лучшие образцы этого жанра за 90 лет его истории. Это огромная ретроспектива, была представлена выставка, и тут же показывали классические фильмы. Многие фильмы современные - например, картина «Первый отряд. Момент истины», фильм уже известный, поскольку был в программе «Перспективы» Московского фестиваля. Эта российско-японская копродукция была одним из хитов показа. Такие знаменитые картины, как «Акира» 1988 года, и фильмы классиков японской анимации, все это вызывало огромный интерес публики фестиваля в Локарно.
Но с другой стороны была конкурсная программа, которая тоже привлекала своих зрителей и в которой была своя интрига. Сейчас как раз фестиваль завершился, жюри приняло свое решение, жюри возглавлял Жан-Мари Ланшар, бывший директор драмтеатра в Женеве. Их решение принято, оно таково: главный приз «Золотой леопард» присужден китайскому фильму «Она, китаянка», режиссера Сяолу Го. Это не совсем китайский фильм, Го китаянка по национальности, но проживает в Великобритании, в съемке фильма участвовали Германия и Франция. Фильм рассказывает о судьбе китайской девушки, которая переехала из деревни в город, столкнулась с мафией, с очень тяжелой криминальной ситуацией, с безработицей. Потом эмигрировала в Великобританию, где попыталась найти свое счастье. Это тоже оказалось непросто, но, тем не менее, смысл в том, что современный мир, в нем настолько все переплетено, все культуры, все стили жизни, в том числе и музыкальные стили, вот это составляет содержание и атмосферу этой интересной картины.
И специальный приз присужден фильму «Бубен, барабан» режиссера Алексея Мизгирева. Это очень знаменательное решение, поскольку единственный российский фильм в конкурсной программе был встречен с интересом, с уважением. Шли дискуссии, как можно его интерпретировать, но, тем не менее, рассказ о судьбе женщине, живущей в провинции, работающей библиотекаршей и сталкивающейся с тяжелой социальной, экономической, а, прежде всего, духовной ситуацией (а фильм этот перерастает, в конце концов, в экзистенциальную драму), был здесь воспринят как очень интересное произведение. Особенно внимание привлекла работа Натальи Негоды, актрисы, известной по фильму «Маленькая Вера» двадцатилетней давности, но многие годы активно не снимавшейся, и вот сейчас снова блеснувшей и этой интересной роли. Кроме того, Алексей Мизгирев получил приз как лучший режиссер. Каждый из этих призов эквивалентен 30 тысячам швейцарских франков, и таким образом из пяти главных призов локарнского фестиваля два отошли российскому фильму, что, конечно, приятно само по себе.
Лучшей актрисой фестиваля признана Лотте Вербеек, сыгравшая в фильме «Ничего личного». Это картина польского режиссера Урсулы Антоняк, живущего в Нидерландах. А лучшим актером -Антонис Кафетцопулос, сыгравший в фильме «Академия Платона» – это греческая картина.