Летали, летают, летать будут

Пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи" выполняют маневры на параде 9 мая

Тренировочные полеты провели в понедельник участники предстоящего международного авиационно-космического салона (МАКС-2009), несмотря на авиакатастрофу, которая произошла накануне. Всем самолетам, которые будут участвовать в авиасалоне, по 20 лет, рассказал в интервью Радио Свобода военный летчик Серик Амерханов.

16 августа в подмосковном Жуковском во время репетиции авиашоу столкнулись два истребителя из пилотажной группы "Русские витязи". Один из трех катапультировавшихся летчиков, командир пилотажной группы "Русские витязи" Игорь Ткаченко, погиб.

По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта". Как пояснил корреспонденту Радио Свобода источник, близкий к расследованию, есть три основных версии: попадание в двигатель птиц, отказ двигателя по каким-то иным причинам и "столкновение, то есть ошибка пилота". Расследованием занимается военная прокуратура.

Военный летчик первого класса, полковник запаса Серик Амерханов был знаком с погибшим командиром "Русских витязей". Он рассказывает:

- С Игорем мы были знакомы с 2001 года, когда он только стал командиром ведущей группы "Русские витязи". Конечно, мы, летчики, друг друга знали, встречались на таких мероприятиях, как МАКС. Игорь Ткаченко был командиром ведущей группы, и сейчас его заменить, честно говоря, некем.

Пилоты "Русских витязей" - первоклассные летчики. Их основной пилотаж - групповая слетанность, что они много раз демонстрировали на всех показательных выступлениях. Они прекрасно знали, что любая ошибка приведет к трагедии, но, к сожалению, ее не удалось избежать. Даже небольшие ошибки стоили летчикам-истребителям жизни. Последний случай - гибель Тимура Апакидзе 17 июня 2001 года.

- Что же произошло с "Русскими витязями"?

Скорее всего, причина - ошибка техники пилотирования, когда ведомый летчик просто-напросто потерял из виду ведущего

- Скорее всего, причина - ошибка техники пилотирования, когда ведомый летчик просто-напросто потерял из виду ведущего. Я слушал радиообмен, по телевизору и в интернете. И по другим признакам видно, что, скорее всего, ведомый летчик упустил из вида самолет ведущего. Самолет, на котором летели Игорь Ткаченко и Игорь Куриленко, летел на спарке впереди. А третий - ведомый летчик - летел сзади. И он должен был сразу, немедленно сообщить даже о кратковременной потере впереди летящего самолета. Потому что это закон авиации при групповой слетанности. У нас это одно слово - "потерял". Но он не сообщил. Я слышал только, что говорят между собой экипажи, когда они уже разошлись.

- По одной из версий, птица попала в двигатель.


- Нет, я исключаю эту версию. Летчик всегда готов к попаданию птицы в воздухозаборник, в двигатель, а тем более, такие первоклассные летчики. Они летают на предельно малых высотах, и при этом всегда должно хватать высоты и скорости. Когда птица попадает в воздухозаборник, а потом уже в двигатель, тогда двигатель действительно выходит из строя. Но на самолете Су-27 два двигателя, поэтому, если в один двигатель попадает, то второй обязательно работает. Птицу определить можно. Попала, двигатель тут же или загорается, или останавливается. Есть доли секунды на принятие решения, что надо сразу катапультироваться. А тут еще осколки разбросало на очень большом расстоянии друг от друга... Птица не может так разрушить самолет.

- А что может?
Очевидцы якобы видели, что он сгорел. Но он не мог сгореть. Просто-напросто оранжевый купол парашюта не наполнился полностью, а болтался по ветру - и кажется, что он горит

- Столкновение двух самолетов. По телевизору показывали: самолет летит уже перевернувшись, уже горит, на высоте примерно 100-150 метров... Игорь Ткаченко сидел в задней кабине. Первый летчик катапультировался с каким-то креном самолета, но у него парашют раскрылся, а Игорь, скорее всего, катапультировался, когда самолет уже был в перевернутом полете. А в этом случае купол парашюта не успеет раскрыться. Очевидцы якобы видели, что он сгорел. Но он не мог сгореть. Просто-напросто оранжевый купол парашюта не наполнился полностью, а болтался по ветру - и кажется, что он горит.

- На самом деле парашют не может загореться?

- Это исключено. Парашюту не от чего загораться. Катапультное кресло выбрасывает летчика на очень большую высоту, и любое пламя самолета не может поджечь парашют.

- Все ли меры безопасности были соблюдены? Не опасно ли проводить авиашоу вблизи населенных пунктов? Ведь от обломков пострадали дачные строения.

- У нас аэродромы всегда расположены вблизи каких-то населенных пунктов. И пилотажные зоны тоже находятся всегда в районах населенных пунктов. Исключить это, летать в степи - невозможно. При организации авиашоу МАКС всегда учитывались необходимые меры безопасности. В проведении этих мероприятий накоплен большой опыт. Я думаю, что здесь просто трагическая случайность. Не была бы эта деревенька, где-то, может быть, в 100 километрах от Москвы была бы другая. А меры безопасности... Самолету невозможно придумать 100-процентных мер безопасности. Я считаю, что в данном случае все было соблюдено. Летчики знали район полетов, они очень задолго готовились к предстоящим мероприятиям на МАКСе.

За время существования в Жуковском летно-испытательского центра очень много самолетов терпели аварии, летчики-испытатели разбивались, погибали и даже были случаи, что самолеты садились на город. Но никто этот летно-испытательский центр и взлетную полосу из Жуковского даже и не думал переносить.

- У вас не возникает ощущения, что в последнее время участились авиакатастрофы, в том числе и во время учений, авиашоу?


- Авиакатастрофы участились потому, что у нас сегодня мало внимания уделяется авиации. У нас очень много летчиков, которые не летают по году, по два, по три, теряя навыки. Лейтенанты, выпустившиеся из училища, могут приступить к полетам через два года. Если мы в свое время, прибыв в строевую часть лейтенантами, летали, как американцы, по 100-120 часов в год, то сейчас так не летают. Это уже не от нас зависит.

Плюс ко всему - старая авиационная техника. Авиационная техника, на которой сейчас летают, выпущена в 80-х годах. То есть, у всех самолетов срок службы уже давно истек. Железо тоже имеет свойство приходить в негодность. Что касается самолетов "Русских витязей", лет по двадцать им точно есть.

- Нет ли планов у Минобороны заменить военные самолеты?
Железо тоже имеет свойство приходить в негодность. Что касается самолетов "Русских витязей", лет по двадцать им точно есть

- Пока нет, у Министерства обороны нет денег. Из 100 самолетов, которым более 20 лет, про 80 приняли решение: они в таком состоянии, что пусть лучше находятся на земле. Но 20 самолетов из этих 100 проверили и сочли, что они могут летать. И сейчас они летают. Но 20 лет - это для самолета много.

- Как часто надо менять самолеты, согласно техническим требованиям?

- Хотя бы раз в десять лет. Хотя бы! - подчеркнул Серик Амерханов.

Авиационно-космический салон МАКС-2009 пройдет в подмосковном Жуковском с 18 по 23 августа. Военно-воздушные силы России представят на статической площадке МАКС-2009 около 20 самолетов и вертолетов, передает Интерфакс со ссылкой на помощника главкома ВВС подполковника Владимира Дрика.

Авиакатострофа в Жуковском - не первое происшествие в истории авиасалонов. 12 июня 1999 года на открытии авиасалона в Ле-Бурже истребитель Су-30МКИ, выполняя фигуру высшего пилотажа, задел землю хвостовой частью фюзеляжа и загорелся. Пилоты Вячеслав Аверьянов и Владимир Шендрик не пострадали.

10 июня 2001 года на авиашоу под Петербургом столкнулись два самолета Л-39 пилотажной группы "Русь". Парашют майора Сергея Максимова при катапультировании не раскрылся, летчик погиб. Второму пилоту удалось спастись. 17 июля 2001 года в городе Остров Псковской области во время праздника, посвященного морской авиации, разбился истребитель Су-33, пилотируемый Героем России генерал-майором Тимуром Апакидзе. Причиной катастрофы была признана ошибка погибшего пилота.