Власти Грузии заявляют, что операция в Кодорском ущелье против мятежного лидера местных сванов Эмзара Квициани и его вооруженных сторонников завершается. Операция началась в минувший вторник после того, как ополченцы Квициани не выполнили требования Тбилиси разоружиться.
Информация о том, что в действительности происходило в последние дни в Кодорском ущелье, противоречива. Если верить сообщениям грузинских властей, они соблюдают ранее объявленный план операции и в четверг установили контроль над всеми селами Кодорского ущелья. В ходе операции взято в плен более 130 мятежников. Среди нет их лидера. По словам министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили (он лично возглавил поход в Сванетию), Эмзар Квициани вместе с остатками своего отряда скрылся в лесу, и вторая фаза операции предусматривает его задержание. Заместитель министра внутренних дел Амиран Месхели объявил о том, что за информацию о Квициани правительство выделяет вознаграждение в 100 тысяч лари (примерно 57 тысяч долларов).
«Население встречает правохранителей как освободителей», - рассказал журналистам (представителей прессу в регион конфликта не пропускают) руководитель администрации президента Грузии Георгий Арвеладзе. антикриминальной операции. «Можно сказать, основная часть спецоперации уже завершена. Все села нами контролируются. Продолжается изъятие оружия. Бандиты открыли массированный огонь, и после ответного огня, к сожалению, погибла 50-летняя женщина Русико Гурусиани», - заявил министр обороны.
Оппозиционная газета «Джорджиан таймс» оценивает число погибших в обеих сторон в семь, а раненых в 23 человека. Власти Грузии потерь со своей стороны не признают. По данным начальника Генштаба вооруженных сил Абхазия Анатолия Зайцева, раненые появились после того, как члены отряда Квициани случайно столкнулись в лесу с грузинскими пограничниками, охраняющими границу Грузии с Россией. «Практически все, кто ранее входил в так называемый отряд "Охотник", оружие сдали. Небольшая масса, которая не желает подчиняться, ушла в леса. На нашей территории (контролируемой абхазскими сепаратистами – РС) мы продолжаем нести службу в режиме повышенной боевой готовности. Небольшое количество подразделений резерва приведены в полную боевую готовность на случай возникновения неожиданных ситуаций».
Если Эмзар Квициани будет задержан, ему грозит до 25 лет тюрьмы и даже пожизненное заключение. По словам заместителя генерального прокурора Грузии Кахи Коберидзе, лидеру мятежников вменяется создание незаконного вооруженного формирования, хранение огнестрельного оружия, Квициани может быть предъявлено обвинение в измене родине.
По-прежнему остаются непроясненными мотивы публичного выступления сванского лидера против официального Тбилиси. Начальник абхазского генштаба объясняет его меркантильными соображениями: члены расформированного формирования хотели получить от властей компенсацию за сдаваемое оружие, но им ответили отказом. Обозреватель московской газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов указывает, что случившееся может быть использовано Москвой и Сухуми как доказательство того, что Тбилиси не осуществляет полного контроля даже за той территорией страны, которая находится вне зон, признанных конфликтными.
Президент Абхазии Сергей Багапш возложил ответственность за ситуацию в Кодорском ущелье на официальный Тбилиси. По его словам, грузинское руководство все чаще прибегает к агрессивным методам, чтобы дискредитировать российские миротворческие силы и вытеснить их из Абхазии и Южной Осетии.
Много вопросов вызывает и поведение во время конфликта российской стороны. Министр обороны РФ Сергей Иванов следующим образом прокомментировал положение российских миротворцев на грузинско-абхазской границе: «Два наших поста миротворцев - 106 и 107 - фактически оказались между молотом и наковальней. Они в любом случае будут четко выполнять тот мандат, который был подписан всеми противоборствующими или конфликтующими сторонами». Как сообщалось ранее, российские миротворцы на несколько часов задержали грузинскую военную колонну вооруженных сил Грузии, которая направлялась в Кодорское ущелье, потом позволив ей следовать дальше.
Обозреватель «Времени новостей» Аркадий Дубнов отмечает двусмысленность заявлений и действий российских политиков и военных: «Какая позиция Москвы в этом конфликте, не знает точно никто, потому что, во-первых, мы ее не слышим, кроме как в изложении министра иностранных дел или министра обороны России - но только как реакцию на возможное обострение вооруженных действий либо как предупреждение о недопущении такого рода действий. Но это не есть отношение конкретно к ситуации, возникшей в Кодорском ущелье. Что касается того, что миротворцы пропустили эту колонну, я, честно говоря, могу понять миротворцев: в количестве максимум десятка человек они не рискнули оказать вооруженное сопротивление проходу колонны в несколько сотен, а то и тысяч, кроме всего, усиленной еще и бронетехникой».
На протяжении нынешнего кризиса Москва и Тбилиси обменивались взаимными обвинениями, видя в мятеже Эмзара Квициани провокацию со стороны друг друга. После поступления сообщения грузинских властей об успешном завершении спецоперации, заместитель главкома Сухопутных войск России генерал-лейтенант Валерий Евневич заявил, что операция Грузии в Кодорском ущелье может преследовать целью создание плацдарма для последующего вторжения в собственно Абхазию.