Россия-Польша: Путин в сентябре

Вячеслав Молотов подписывает знаменитый пакт о ненападении. Позади него - Риббентроп и Сталин

В Гданьске открылась большая выставка, посвященная истории Второй мировой войны. Одним из самых важных посетителей этой выставки станет премьер-министр России Владимир Путин, который 1 сентября прибудет в Польшу с официальным визитом, где встретится и с канцлером Германии Ангелой Меркель.

Годовщина начала Второй мировой войны и годовщина предшествовавшего ее началу подписания тайного советско-германского соглашения о разделе зон влияния в Восточной и Северной Европе вызвали новую волну общественных дискуссий о трактовке событий прошлого в современных условиях. Вряд ли в ходе поездки в Польшу Путину удастся избежать заявлений на эту деликатную тему.

Свою точку зрения на этот счет в интервью Радио Свобода высказал варшавский историк из Национального Института памяти Антони Дудек.

– Секретные приложения к пакту Молотова-Риббентропа – постыдное соглашение, разделившее Центральную Европу на советскую и германскую зоны. Этот факт, кстати, был важен для советских диссидентов, которые старались говорить правду о Советском Союзе. В СССР конца восьмидесятых годов честная оценка пакта Молотова-Риббентропа сыграла ту же роль, какую в Польше сыграла правда о Катыни. Это символ лжи, на которой был построен Советский Союз.

Важно подчеркнуть: отношение к этому документу важно для самих русских, оно разделяет страну до сих пор. Некоторые быстро поддались официальной пропаганде, которая допускала, что в общем-то гордиться фактом подписания пакта ни к чему, однако с помощью соглашения с Германией Советский Союз якобы смог лучше подготовиться к неминуемой войне и отсрочить столкновение с Гитлером на два года. Другие считали ровно наоборот: для них пакт был постыдным актом, помощью Гитлеру, нарушением норм международного права.

Кстати, все это связано и с нынешней российской политикой: должна ли Россия вступить в семью западных демократий или эта страна – "цивилизация в себе", интересы которой различны с устремлениями "враждебного Запада"? С этой точки зрения, дискуссия о пакте Молотова-Риббентропа – не научно-исторический, а вполне актуальный вопрос.

"Пакт Молотова-Риббентропа" - карикатура из британской газеты Daily Mail от мая 1941 года
– Несколько лет назад Владимир Путин в интервью словацкому радио заявил, что пакт Молотова-Риббентропа был исторической необходимостью и представлял собой реакцию на подписание Мюнхенских соглашений, позволившим Германии аннексировать Чехословакию.


– Такие заявления показывают: Путин относится к числу тех политиков, которые оправдывают пакт и рассматривают сегодняшнюю Россию как наследницу Советского Союза. Путин может и не быть сторонником ортодоксальной доктрины марксизма-ленинизма, но он поддерживает ту часть советской традиции, которая предполагает завоевание, экспансию, рост влияния. В некоторой степени – хотя и в меньшей мере и другими способами – Путин все еще старается примерить сталинские сапоги. И поездка Путина в Польшу 1 сентября не изменит его принципиальных позиций.

– Каких заявлений можно ждать от Путина в Гданьске?

– Самых разных. Он может сделать жест в сторону поляков и вообще не упоминать о пакте, говоря о советско-польском братстве по оружию в годы Второй мировой войны, которое тоже является историческим фактом. Или, если он захочет представить Россию как жесткого игрока, которому поляки никогда ничего не смогут доказать и навязать, он выскажется примерно в духе интервью словацкому радио.

– Путин собирается посетить в Гданьске выставку, посвященную Второй мировой войне. На одной из выставленных на этой выставке фотографий – подписывающие пакт Молотов и Риббентроп. Как вы думаете, стоит от Путина ждать комментария?

– Да он может быстро пройти мимо и не обратить на эту фотографию внимания! Другое дело, если соответствующий вопрос ему зададут на пресс-конференции. Эта фотография – свидетельство исторического факта. Даже Путин не оспаривает то обстоятельство, что подписание пакта имело место. Речь может идти только о разных интерпретациях. Думаю, что для сегодняшней России, в которой Путин до сих пор фактически находится у власти, ключевой вопрос – это вопрос отношений с Польшей. Понятно, что исторические аспекты здесь очень важны. Возможно, Путин и сделает шаг навстречу, но уж точно не потому, что ему так нравится Польша. Он, может быть, захочет показать Берлину, Парижу и Лондону, что Москва готова сделать некоторые уступки Варшаве, что поляки неправы, когда считают, что русская политика – по сути своей антипольская. Но то, что Путин думает на самом деле, сказать легко. Он человек жестких взглядов.

– Вы считаете, что Россия должна принести Польше извинения за подписание пакта Молотова-Риббентропа?

– Если Россия хочет войти в число цивилизованных стран, это не вопрос публичных извинений, а вопрос выплаты компенсации многим странам, пострадавшим от политики Советского Союза. Если Россия – правопреемник Советского Союза, то это обстоятельство распространяется не только на кресло в Совете Безопасности ООН и бывшую советскую собственность за рубежом. Россия должна нести ответственность за преступления, совершенные советским режимом. Но что-то голосов, призывающих к осознанию такой ответственности, не слышно. Сравните Россию и Германию: немцы выплатили огромные послевоенные репарации, и все равно некоторые говорят: этого недостаточно!

Гитлер и Риббентроп беседуют в Берлине после подписания пакта о ненападении
– Что вы думаете о деятельности совместной российско-польской комиссии, которая занимается сложными вопросами прошлого? Там, кажется, установилось взаимопонимание. Участники комиссии даже работают над совместными публикациями.


– Мне нравится идея создания такой комиссии. Любой шаг вперед, навстречу друг другу – это уже достижение. Однако не стоит ожидать прорыва в российско-польских отношениях. Нужно вот что понимать: пока у власти в России нынешние президент и премьер-министр – качественных перемен в политике страны ожидать наивно. Через десятилетия такие изменения возможны, но не через месяцы и не через годы. А пока нужно медленно двигаться вперед, создавать вот такие комиссии историков, проводить конференции, просто разговаривать. А вообще каждый народ должен пристальнее взглянуть в свое прошлое. В Польше в последние годы вызвала просто шоковую реакцию информация о том, что евреев в деревне Едвабне в июле 1941 года убивали в основном поляки, а не немцы. Оказывается, поляки были не только жертвами войны, оказывается, и на нашей совести – вина репрессий. Для многих поляков было крайне сложно смириться с осознанием этого, но как-то мы все же справились. Уверен: тем же путем пойдет и Россия, но не при Путине и не при Медведеве. Они представляют себе мир по-своему: Россия в этом мире – вечная жертва международных заговоров, которые постоянно угрожают ее интересам. Люди с таким мировоззрением никогда не признают, что Советский Союз совершал преступления – и не только против каких-то поляков, но и против собственных граждан. Потому что главной жертвой коммунизма стал русский народ.

Секретные приложения к пакту Молотова-Риббентропа