Грузия предоставила политическое убежище рядовому Дмитрию Артемьеву

Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе.

Лейла Гиниатулина: Министерство по делам беженцев и расселению Грузии обнародовало принятое еще 4 августа решение о предоставлении политического убежища рядовому российской армии Дмитрию Артемьеву. Напомню, что в ночь на 2 июля Артемьев покинул свой пост в Южной Осетии и попросил у грузинских властей защиты.

Георгий Кобаладзе: Рядовой российской армии Дмитрий Артемьев, который проходил службу на территории Южной Осетии, в ночь на 2 июля текущего года покинул своей пост в селе Переви, у самой границы с Грузией, и сдался грузинской полиции.
Министерство по делам беженцев и расселению Грузии немедленно подключило к делу офис представителя верховного комиссара ООН по делам беженцев, чтобы юридически запротоколировать и подтвердить добровольность решения солдата Артемьева и тем самым не давать повода Москве обвинить Тбилиси в похищении военнослужащего, как это было в феврале текущего года, когда свою часть в Ахалгорском районе Южной Осетии покинул младший сержант Александр Глухов.
Одновременно в Министерство юстиции Грузии, в состав которого входит Главная прокуратура, поступило требование Генпрокуратуры России о немедленной экстрадиции Артемьева, поскольку против него возбуждено уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса - "Дезертирство с оружием" и "Похищение оружия". Тем не менее, Главная прокуратура отклонила эту просьбу, и Министерство юстиции, ссылаясь на Венскую конвенцию о защите беженцев, предоставило Дмитрию Артемьеву политическое убежище. Причем решение принято еще 4 августа, но обнародовано лишь 25-го числа. В Министерстве по делам беженцев и расселению корреспонденту Радио Свобода сообщили, что информация не скрывалась, но и не афишировалась из соображений гуманности и безопасности самого Артемьева.
Сотрудник офиса народного защитника (омбудсмена) Грузии Василь Маглаперидзе считает, что грузинские власти поступили правильно, гуманно и в соответствии с национальным законодательством.

Василь Маглаперидзе: Когда человек просит политического убежища, многие государства должны относиться к этому с большим уважением и должны подробно изучать все случаи. Если у человека, так сказать, нет криминального прошлого или чего-то конкретного, то надо обязательно убежище предоставлять. Грузинское законодательство то же самое говорит. Если есть с государством обоюдное соглашение о передаче, но в том случае, если этот человек совершил какое-то преступление. Если никакого преступления нет, и человек просто заявил просьбу или что-то в этом роде, тогда должно предоставляться политическое убежище.

Георгий Кобаладзе: Тем временем Дмитрий Артемьев, которого недавно посетили родители и безуспешно пытались уговорить вернуться на родину, уже обеспечен жильем и карманными деньгами. Для поступления в вуз ему необходимо изучить грузинский язык, поскольку общенациональный экзамен (аналог российского единого государственного экзамена) в Грузии сдается только на государственном языке. Но эта трудность Артемьева не смущает, он говорит, что Грузия ему очень нравится, он намерен остаться здесь на всю жизнь и обзавестись семьей.