Отделка времен культа личности

Станция "Курская" после реставрации

По мнению российских блогеров, жизнь в отечестве становится все лучше, все веселее. Именно так отреагировал пользователь dilesoft на известие об открытии после реставрации вестибюля станции "Курская-Кольцевая" Московского метрополитена.

При реставрации в вестибюле восстановили две строчки из первой версии советского гимна, сбитые после разоблачения культа личности: "Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил", а в декоративных элементах вновь появились медали "За оборону Сталинграда" и призывы "За родину! За Сталина!". На замечание блогера drugoi "есть такое чувство, что всё делалось ради одной этой фразы", пользователь dilesoft заметил: "Я как-то привык смотреть не на памятники, а на жизнь вокруг. А жизнь вокруг улучшается. Так что - какая разница, какие стихи в метро?"

У себя в журнале dilesoft высказался более пространно:

Наша оппозиция верит в магию вуду. Восстановили на Курской фразу про Сталина (которая, кстати, в момент постройки станции там была) - немедленно поднимается шум, как будто от этой фразы Сталин поднимется из гроба, пойдет в Москву, достанет пулемет и всех расстреляет. Хотя на деле ничего в мире не поменялось - просто отреставрировали одну станцию метро.

Высказывались и другие мнения, и суть их хорошо резюмирует комментарий юзера Katherine_kinn:

Мне очень не нравится эта надпись. Она не настолько неотъемлемый элемент декора, что ее нельзя убрать. Небось, не мозаичные медальоны на своде "Комсомольской"- кольцевой. А памятники отличаются тем, что их ставят сейчас как идейно-политический ход, а не восстанавливают как символ эпохи.

Вполне понятно и удивление пользователей из стран ближнего зарубежья. Белорусский блогер kurt-bielarus выразил его так:

Я ничего не имею против исторического декора московской станции метро "Курская". Нейтрально отношусь. Просто не понимаю, почему у людей, которые горячо поддерживают именно такой вариант оформления, вызывают нервный тик памятники С.Бандере, Шухевичу, эстонским/латышским ваффенам и т.д.

Подавляющее большинство комментаторов, однако, поддержало идею восстановления строчек про Сталина, а многих даже возмутил тот факт, что стоявшая в вестибюле скульптура Сталина работы Н.В. Томского восстановлена не была. Впрочем, реставраторам московского метро еще есть над чем работать. Пользователь mosciwhite выложил у себя в журнале фотографии 17 станций метро, в оформлении которых присутствовали некогда изображения Сталина. Он пишет:

Когда катаешьсо по маскофскому митро в наши дни, трудно себе представить, что когда-то, полвека назад, почти каждая станция была украшена портретом "лучшего друга физкультурников". А ведь если задумаццо, по-иному и быть не могло. Хотя, на самом деле, обильно размазывать эту иконографию по стенам станций и вестибюлей начали только при строительстве третьей, "военной" очереди. Первая и вторая очереди, ввиду определенного архитектурного лаконизма (первую вообще строили вчерашние конструктивисты) не отличались украшательством - навскидку можно вспомнить разве что флорентийскую мозаику с Вовой Лысым на "Библиотеке Ленина". Зато потом, во время торжества помпезной архитектуры, славно оттянулись - на Арбатско-Покровской и кольцевой линиях тов. Сталена лепили везде, где хватало места.

Что ж, будем ожидать новых реставраторских подвигов.

****

Американские правые продолжают развлекать публику экзотическими предположениями и странными представлениями о том, как устроен окружающий мир. Несколько недель некоторые республиканцы и консервативные журналисты принялись называть президента Обаму то социалистом, то фашистом, и даже сравнивать его с Гитлером. Теперь один из них выступил со своими мыслями по поводу ближневосточного урегулирования. Об этом в своем блоге пишет ближневосточный корреспондент нескольких американских газет Дион Ниссенбаум:

На этой неделе бывший кандидат в президенты Майк Хакаби предположил, что палестинцы вполне заслуживают иметь собственное государство – но только не на Западном берегу Иордана и не в секторе Газа. "Я не вижу здесь никакой проблемы", - высказался Хакаби о так называемом "разрешении проблемы путем создания двух государств". "Действительно, это так, только вот одно непонятно: почему палестинское государство должно располагаться прямо посреди родины евреев? Именно поэтому я – честно говоря – думаю, что такие надежды нереалистичны".

И вот Амджад Аталлах, со-директор центра ближневосточных исследований Фонда Новой Америки, сделал предложение, которое можно было бы счесть скромным: перенести Палестину в Калифорнию. "Я еще конечно не устраивал опросов палестинцев по поводу плана Хакаби, но мне представляется, что Калифорния – по крайней мере, все, что находится на юг от Сан-Франциско – может быть весьма подходящим местом для такого решения; к тому же это не затронет родного для Хакаби Арканзаса, - сказал Аталлах - Ландшафт напоминает историческую Палестину с разными видами средиземноморских климатов, множество апельсинов и фиговых деревьев, прекрасные пейзажи и множество недвижимости с видом на океан. В Калифорнии даже есть государственная граница, через которую все время проникают нарушители – точно как Израиль с Палестиной; соответственно, есть на что метать громы и молнии в проповедях. Неважно, откуда вы – из Хайфы, Рамаллаха или сектора Газа – здесь все будет напоминать вам родные края".

Аталлах продолжает: "Множество палестинцев, особенно из диаспоры – христиане, так что они могли бы приложить руки к развитию калифорнийской винной индустрии. И не забывайте о прекрасной возможности для Голливуда: всех типичных кинематографических арабов смогли бы тогда играть арабы настоящие". Впрочем, заканчивает Аталлах вопросом: "Хмммм…. Но одно непонятно – что будет с теми калифорнийцами, которые уже живут здесь".

От виртуальной политики к настоящей науке. Питер Уокер в блогах британской газеты "Гардиан" отмечает важнейший для европейской цивилизации юбилей. Он пришелся как раз на вторник:

В то время как множество людей шумно отмечало в этом году двойной юбилей – 200 лет со дня рождения Чарльза Дарвина и 150-т – его книге "Происхождение видов", другой важнейший юбилей вспоминается достаточно тихо и скромно. А ведь речь идет о событии, которое бесповоротно изменило человеческую мысль и то, как мы видим себя. Ровно 400 лет назад, 25 августа 1609 года, итальянский астроном и философ Галилео Галилей продемонстрировал венецианским купцам свое новое создание, телескоп - инструмент, который принес ему как научное бессмертие, так и - гораздо раньше того – множество неприятностей.

Действительно, в 2009 году европейское рациональное научное мышление празднует принципиальные юбилеи. Телескоп и «Происхождение видов» Дарвина – вот истинные столпы западного атеистического сознания.