На днях в столице Боснии завершился самый крупный на Балканах Сараевский кинофестиваль, на котором было представлено около 200 картин. Жюри фестиваля единогласно присудило приз "За права человека" сербскому документальному фильму "Горячая кровь", который исследует феномен экстремистских националистических организаций в Сербии.
Весной этот фильм получил награду Независимого союза журналистов Сербии и Американского посольства в Белграде за лучшее журналистское расследование 2008 года.
* * *
"Гуляешь по городу и, если встретишь группу "цветных", затеваешь с ними драку – это нормально". Вот так просто в документальном фильме "Горячая кровь" объясняет нападение на цыган один из сербских неонацистов. Для них такие нападения – и развлечение, и подтверждение своей принадлежности к якобы высшей, сербской расе.
Согласно данным полиции, в Сербии действуют несколько групп экстремистов фашистского толка. Три главные из них – "Национальный строй", "Расовые националисты" и скинхеды - причисляются к неонацистам, а организация "Образ" - к клерикальным фашистам. Самой агрессивной считается организация "Национальный строй". Её лидер – тридцатипятилетний Горан Давидович – гордится своей кличкой "Фюрер". Эта расистская, антисемитская группировка, выступающая за объединение всех исторически сербских территорий и господство православия, уже не раз провоцировала физические расправы над теми, кого они не считают "сербскими патриотами". Несколько лет назад "Фюрер" был приговорён к году лишения свободы за разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти. Но вместо того, чтобы отправиться в тюрьму, он свободно покинул страну и уехал в Италию.
Правда, организации неонацистов и клерикальных фашистов в Сербии считаются маргинальными, число активных членов каждой из них вряд ли превышает сто человек. Однако в определённые моменты они в состоянии привлечь много сторонников среди молодёжи. Их идеологию и методы действий и разоблачает фильм "Горячая кровь" режиссера Милоша Теодоровича:
- Что для вас значит приз в Сараево?
- Прежде всего, это моральная поддержка против критиков в Белграде, которые утверждали, что мы, предоставляя в своем фильме слово экстремистам, тем самым их лишь поддерживаем и пропагандируем. Теперь, когда "Горячую кровь" оценили в Боснии, которая так много страдала именно из-за идеологии, опирающейся на экстремистский сербский национализм, такие упрёки больше неуместны.
Каждый из нацистов отдельно не представляет проблему. Серьезные последствия возникают только тогда, когда им оказывается помощь и прикрытие со стороны. В некоторых случаях важнее выяснить, кто создавал условия для насилия, чем то, почему некоторые люди ведут себя агрессивно. Членами экстремистских организаций должна заниматься не только полиция, но и социальные службы, психологи и психиатры. А специалисты в области общественного развития должны разъяснять, кто стоит за этими организациями. Сейчас у нас это церковь и некоторые политические партии.
- В вашем фильме члены экстремистских организаций выступают открыто - не скрывая бредовые, для нормальных граждан, намерения, не пряча своего лица и имени. Видно, что они гордятся своим делом.
- Я удивился, что "Отечественное движение Образ" (это одна из организаций, которую исследует фильм) поставила нашу картину на свой Интернет-сайт. "Даже негативная реклама полезна", сказали они - несмотря на то, что фильм содержит жёсткую критику действий "Образа". Но, с другой стороны, мне кажется, что такое отношение к фильму говорит о психологической структуре этих людей, принявших искажённую систему ценностей. Однако мы в картине всё-таки делали акцент на тех, кто стоит за такими организациями – они являются движущей силой экстремистов.
- К каким общественным слоям принадлежат сербские неонацисты? Принято считать, что в Сербии это, главным образом, малообразованная молодёжь.
- Однозначного ответа на этот вопрос нет. Например, в организацию "1389" - это год Косовский битвы – объединены дети из сербской диаспоры, ранее проживавшие за границей. После возвращения в Сербию они выступают с идеей: "на Западе всё плохо, сербы должны отвергнуть всю западную систему ценностей". В организации "Образ" большинство тех, кого можно назвать люмпен-пролетариатом, подсевшим на националистические идеи. А в "Национальном строе" - люди из больших городов, выросшие на асфальте, на модели рок-культуры, но упаковавшие ее в националистический контекст. Нельзя также утверждать, что здесь - в составе этих организаций - только молодёжь. Члены "Национального строя" - а это самая экстремистская организация из тех, которыми занимались мы – в большинстве в возрасте 30-35 лет, это уже среднее поколение.
Экстремисты правого толка везде, в том числе и в Сербии, набирают силу тогда, когда кто-то хочет, чтобы они набрали силу. Так было в Германии в 30-40 годы, так было в Сербии – и в 90-ых, и в 2008 году, когда велась борьба против независимости Косово. Тогда у нас были массовые демонстрации, передовой фронт которых составляли именно члены экстремистских организаций. Они подожгли американское посольство в Белграде, а полиция здание не защищала. В тот момент у них была политическая поддержка.
* * *
Сербские экстремистские организации неонацистского толка всегда опирались на церковь. Их главные враги - цыгане, гомосексуалисты и евреи. Правда, надо заметить, что евреев-то в Сербии очень мало: их почти целиком истребили фашисты во время второй мировой войны. Вот как в фильме "Горячая кровь" размышляет молодой лидер клерикально-фашистской организации "Образ" Младен Обрадович:
Среди тех, кто в последнее время особо выделяется как враг сербского народа, нужно отметить сионистов - антихристианских еврейских расистов, которые уже сотни лет пытаются завладеть не только территорией, где проживает сербский народ, но и целым миром. Это они распяли сына Божьего Иисуса Христа. Они, враги Христа, враги нашего Бога, должны быть и нашими врагами.
- Сербские неонацисты, прежде всего, опираются на Сербскую православную церковь, - подчеркивает Милош Тодорович. - В начале года члены организации "Образ" открыто вышли на демонстрацию перед Патриархией Сербской православной церкви, протестуя против намерений части владык сменить тяжело больного Патриарха Павла. Во время съемок фильма мы убедились, что есть священники, которые оказывают открытую поддержку и помощь экстремистам. Так, члены "Образа" организованно пришли в одну церковь в Белграде на богослужение, а её настоятель дал им потом помещение для собраний. Нет сомнения, что их связи с некоторыми священниками носят постоянный и тесный характер, и в своей идеологии они опираются на православие.
- А государство – как оно сопротивляется экстремистам? Три месяца назад в Сербии был принят закон о запрете манифестаций неофашистов и фашистов, распространении их идей и употреблении фашистских символов. Закон теперь даёт возможность запретить экстремистские организации фашистского толка.
- Насколько государство сопротивляется экстремистам, можно увидеть по тому, как много дискуссий породил законопроект о запрете экстремистских организаций. В ходе обсуждения этого закона потеряли главное: то, чего этим законом надо достичь. Однако сегодня ситуация лучше, чем год назад. Например, у нас есть полицейское руководство, которое готово защитить второй сербский гей-парад, намеченный на 20 сентября. Первый, в 2001 году, был разбит так, что двое его участников еле-еле остались в живых. Атмосфера действительно изменилась - даже по сравнению с 2008 годом, когда проходили исключительно агрессивные демонстрации по поводу независимости Косово и ареста Радована Караджича. Но на самом деле государство и политическая элита выступают против экстремистов только в тех случаях, когда считают, что действия оных не в их интересах. А когда считают, что они им полезны – тогда поддерживают. Доказательством служит тот факт, что у всех этих организаций - хорошие контакты со спецслужбами, а некоторые из них и созданы этими службами Сербии.
По материалам программы Ирины Лагуниной "Время и мир".
Весной этот фильм получил награду Независимого союза журналистов Сербии и Американского посольства в Белграде за лучшее журналистское расследование 2008 года.
* * *
"Гуляешь по городу и, если встретишь группу "цветных", затеваешь с ними драку – это нормально". Вот так просто в документальном фильме "Горячая кровь" объясняет нападение на цыган один из сербских неонацистов. Для них такие нападения – и развлечение, и подтверждение своей принадлежности к якобы высшей, сербской расе.
Согласно данным полиции, в Сербии действуют несколько групп экстремистов фашистского толка. Три главные из них – "Национальный строй", "Расовые националисты" и скинхеды - причисляются к неонацистам, а организация "Образ" - к клерикальным фашистам. Самой агрессивной считается организация "Национальный строй". Её лидер – тридцатипятилетний Горан Давидович – гордится своей кличкой "Фюрер". Эта расистская, антисемитская группировка, выступающая за объединение всех исторически сербских территорий и господство православия, уже не раз провоцировала физические расправы над теми, кого они не считают "сербскими патриотами". Несколько лет назад "Фюрер" был приговорён к году лишения свободы за разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти. Но вместо того, чтобы отправиться в тюрьму, он свободно покинул страну и уехал в Италию.
Правда, организации неонацистов и клерикальных фашистов в Сербии считаются маргинальными, число активных членов каждой из них вряд ли превышает сто человек. Однако в определённые моменты они в состоянии привлечь много сторонников среди молодёжи. Их идеологию и методы действий и разоблачает фильм "Горячая кровь" режиссера Милоша Теодоровича:
- Что для вас значит приз в Сараево?
- Прежде всего, это моральная поддержка против критиков в Белграде, которые утверждали, что мы, предоставляя в своем фильме слово экстремистам, тем самым их лишь поддерживаем и пропагандируем. Теперь, когда "Горячую кровь" оценили в Боснии, которая так много страдала именно из-за идеологии, опирающейся на экстремистский сербский национализм, такие упрёки больше неуместны.
Каждый из нацистов отдельно не представляет проблему. Серьезные последствия возникают только тогда, когда им оказывается помощь и прикрытие со стороны. В некоторых случаях важнее выяснить, кто создавал условия для насилия, чем то, почему некоторые люди ведут себя агрессивно. Членами экстремистских организаций должна заниматься не только полиция, но и социальные службы, психологи и психиатры. А специалисты в области общественного развития должны разъяснять, кто стоит за этими организациями. Сейчас у нас это церковь и некоторые политические партии.
- В вашем фильме члены экстремистских организаций выступают открыто - не скрывая бредовые, для нормальных граждан, намерения, не пряча своего лица и имени. Видно, что они гордятся своим делом.
- Я удивился, что "Отечественное движение Образ" (это одна из организаций, которую исследует фильм) поставила нашу картину на свой Интернет-сайт. "Даже негативная реклама полезна", сказали они - несмотря на то, что фильм содержит жёсткую критику действий "Образа". Но, с другой стороны, мне кажется, что такое отношение к фильму говорит о психологической структуре этих людей, принявших искажённую систему ценностей. Однако мы в картине всё-таки делали акцент на тех, кто стоит за такими организациями – они являются движущей силой экстремистов.
- К каким общественным слоям принадлежат сербские неонацисты? Принято считать, что в Сербии это, главным образом, малообразованная молодёжь.
- Однозначного ответа на этот вопрос нет. Например, в организацию "1389" - это год Косовский битвы – объединены дети из сербской диаспоры, ранее проживавшие за границей. После возвращения в Сербию они выступают с идеей: "на Западе всё плохо, сербы должны отвергнуть всю западную систему ценностей". В организации "Образ" большинство тех, кого можно назвать люмпен-пролетариатом, подсевшим на националистические идеи. А в "Национальном строе" - люди из больших городов, выросшие на асфальте, на модели рок-культуры, но упаковавшие ее в националистический контекст. Нельзя также утверждать, что здесь - в составе этих организаций - только молодёжь. Члены "Национального строя" - а это самая экстремистская организация из тех, которыми занимались мы – в большинстве в возрасте 30-35 лет, это уже среднее поколение.
Экстремисты правого толка везде, в том числе и в Сербии, набирают силу тогда, когда кто-то хочет, чтобы они набрали силу. Так было в Германии в 30-40 годы, так было в Сербии – и в 90-ых, и в 2008 году, когда велась борьба против независимости Косово. Тогда у нас были массовые демонстрации, передовой фронт которых составляли именно члены экстремистских организаций. Они подожгли американское посольство в Белграде, а полиция здание не защищала. В тот момент у них была политическая поддержка.
* * *
Сербские экстремистские организации неонацистского толка всегда опирались на церковь. Их главные враги - цыгане, гомосексуалисты и евреи. Правда, надо заметить, что евреев-то в Сербии очень мало: их почти целиком истребили фашисты во время второй мировой войны. Вот как в фильме "Горячая кровь" размышляет молодой лидер клерикально-фашистской организации "Образ" Младен Обрадович:
Среди тех, кто в последнее время особо выделяется как враг сербского народа, нужно отметить сионистов - антихристианских еврейских расистов, которые уже сотни лет пытаются завладеть не только территорией, где проживает сербский народ, но и целым миром. Это они распяли сына Божьего Иисуса Христа. Они, враги Христа, враги нашего Бога, должны быть и нашими врагами.
- Сербские неонацисты, прежде всего, опираются на Сербскую православную церковь, - подчеркивает Милош Тодорович. - В начале года члены организации "Образ" открыто вышли на демонстрацию перед Патриархией Сербской православной церкви, протестуя против намерений части владык сменить тяжело больного Патриарха Павла. Во время съемок фильма мы убедились, что есть священники, которые оказывают открытую поддержку и помощь экстремистам. Так, члены "Образа" организованно пришли в одну церковь в Белграде на богослужение, а её настоятель дал им потом помещение для собраний. Нет сомнения, что их связи с некоторыми священниками носят постоянный и тесный характер, и в своей идеологии они опираются на православие.
- А государство – как оно сопротивляется экстремистам? Три месяца назад в Сербии был принят закон о запрете манифестаций неофашистов и фашистов, распространении их идей и употреблении фашистских символов. Закон теперь даёт возможность запретить экстремистские организации фашистского толка.
- Насколько государство сопротивляется экстремистам, можно увидеть по тому, как много дискуссий породил законопроект о запрете экстремистских организаций. В ходе обсуждения этого закона потеряли главное: то, чего этим законом надо достичь. Однако сегодня ситуация лучше, чем год назад. Например, у нас есть полицейское руководство, которое готово защитить второй сербский гей-парад, намеченный на 20 сентября. Первый, в 2001 году, был разбит так, что двое его участников еле-еле остались в живых. Атмосфера действительно изменилась - даже по сравнению с 2008 годом, когда проходили исключительно агрессивные демонстрации по поводу независимости Косово и ареста Радована Караджича. Но на самом деле государство и политическая элита выступают против экстремистов только в тех случаях, когда считают, что действия оных не в их интересах. А когда считают, что они им полезны – тогда поддерживают. Доказательством служит тот факт, что у всех этих организаций - хорошие контакты со спецслужбами, а некоторые из них и созданы этими службами Сербии.
По материалам программы Ирины Лагуниной "Время и мир".