С миру по нитке бюджет не залатать

Расходы бюджета-2010 несопоставимо больше, чем дополнительные источники доходов

Планы правительства по увеличению доходов бюджета для Радио Свобода комментирует главный экономист инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков.


Чтобы увеличить поступления в федеральный бюджет, министерство финансов предлагает централизовать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), на углеводороды, лишить Резервный фонд и Фонд национального благосостояния средств, которые заработаны за их счет, а также в полтора раза (с 50 до 75 процентов) увеличить долю прибыли, которую Банк России отчисляет в казну.


Сейчас в бюджетах 32 "нефтегазовых" регионов остается 5 процентов собираемого в них НДПИ. Компенсировать им выпадающие доходы Минфин предлагает частично: на 60 процентов от прогнозных поступлений в будущем году и на 40 и 20 процентов в 2011 и 2012 годах соответственно. Единственное исключение планируется сделать для Тюменской области, вклад НДПИ в бюджет которой превышает 40 процентов. В 2010 году Тюмень получит от центра 100 процентов прогнозируемой суммы налога, в 2011 — 75 процентов, в 2012 и 2013 годах — 50 и 25 процентов. На заседании правительства, где в четверг рассматривались соответствующие поправки, премьер-министр Владимир Путин сообщил, что за счет этого только в 2010 году федеральный бюджет дополнительно получит не менее 46 миллиардов рублей. Совокупный же эффект от предложенного комплекса мер, по словам Владимира Путина, составит 144,4 миллиарда рублей.


Главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков напоминает, что в этом году один только "АвтоВАЗ" получил от государства немногим меньшую сумму. В то время, как расходы бюджета "раздуты" под 100-долларовую нефть, доходы из-за падения цен на энергоносители в этом году сократятся по сравнению с прошлогодними на два с половиной, а то и на три триллиона рублей. "С миру по нитке", по мнению эксперта, разрыв такого масштаба никак не залатать:


— В планах правительства есть своя логика: ему нужны деньги для того, чтобы финансировать расходы. Тем самым оно как бы призывает регионы искать другие источники доходов, диверсифицировать свой бизнес, улучшать собираемость налогов — в то время как, получается, само не особо хочет этим заниматься. Проблема заключается в том, что когда в 2005-2006 годах нефть Urals стоила 51-60 долларов за баррель, расходы федерального бюджета составляли где-то четыре с небольшим триллиона рублей. В этом году, как мы знаем, это 10 триллионов, то есть в 2,5 раза больше. В прошлом году мы собрали доходов немногим более 9 триллионов рублей. В этом году правительство планирует получить где-то 6,2 триллиона, то есть примерно на 3 триллиона меньше. Образуется гигантский дефицит.


Подчеркиваю, здесь важен именно масштаб проблемы. И не факт, что экономике нужно было практически семикратное увеличение расходов на так называемую "национальную экономику" за этот пятилетний период. В этом году расходы на национальную экономику должны составить 1,6 триллиона рублей. А в 2005 году, когда экономика тоже росла и чувствовала себя неплохо, эти расходы составляли 248 миллиардов рублей.


На мой взгляд, таких избыточных расходов очень много, причем порой в них не видно логики. В этом году экономика не собирается расти, ожидается 8,5 процента спада. В следующем правительство прогнозирует (я не говорю, что так оно и будет) один процент роста экономики при том, что туда закачиваются гигантские деньги. Где здесь логика? Решение проблемы не в том, как собрать больше налогов с регионов или прибыли с Центрального банка. Кто-то еще предлагал акцизы на алкогольные напитки увеличить, чтобы восполнить эти выпадающие доходы — но это тоже выглядит совершенно абсурдным. Решение проблемы — только в сокращении расходов. Другого не дано.


Экономике те деньги, которые она получает, не нужны. От этого мы все время имеем двузначную инфляцию. А двузначная инфляция означает высокую стоимость заимствований в целом для системы, потому что процентные ставки высокие, и сдерживание экономического роста. Каждый год расходы бюджета росли на 30-40 процентов. Но ускорения экономического роста при таком наращивании расходов не произошло. Значит, надо на каком-то этапе задуматься. Правительство, по сути, задумывается: в следующем году оно впервые не собирается увеличивать расходы бюджета, потому что это уже невозможно делать. Они будут даже чуть ниже нынешнего года.


Этот год по темпам наращивания расходов точно такой же, как все предыдущие. В целом по году мы увеличиваем расходы на 30 процентов, и в предшествующие была примерно такая же динамика. Все предыдущие годы было медленное расходование средств в первые 10 месяцев, и потом лавинообразный вброс "лишних" денег в ноябре-декабре. То же самое мы наблюдаем сейчас: за семь месяцев расходы бюджета были профинансированы на 47 процентов годового объема, то есть только на 4,7 триллиона из 10. Довольно медленное расходование средств, но экономика ожила.


Если 4,7 триллиона рублей разделить на 7 месяцев, получится где-то 670 миллиардов ежемесячных расходов. Январь, как всегда, провальный, поэтому будем считать, что среднемесячные объемы финансирования — 700 миллиардов рублей. И если мы представим, что по 700 миллиардов рублей будет вбрасываться в оставшиеся, включая август, пять месяцев года, мы получим, что до конца года в систему должно войти еще 3,5 триллиона. Прибавив к ним 4,7 триллиона рублей, израсходованных за первые семь месяцев, получаем 8,2 триллиона рублей. Правительство планирует 10 триллионов. Вот отсюда и вытекает, что практически 1,5-2 триллиона расходов не нужны. И задача в другом: не давать в систему эти деньги. Они придут к новому году, когда уже ничего не работает, и моментально уйдут либо на валютный рынок, либо в инфляцию.