Участники Второй мировой 70 лет спустя

Документальные свидетельства Второй Мировой войны

В программе "Разница во времени" - интервью с Гердом Альшведе и Вячеславом Дашичевым. В годы Второй мировой они воевали по разные стороны фронта.

В 70-ю годовщину начала Второй мировой о ней громче других говорят политики, старающиеся толкованием событий прошлого обосновать свою нынешнюю правоту.

По-прежнему не могут договориться между собой историки, часть которых на лету схватывает из "исторических экскурсов" государственного начальства "политические установки" и старается подыскать им обоснование в документах и интерпретациях прошлого.

И, пожалуй, многословнее и яростнее других обсуждают события 70-летней давности, их смысл, значение и даже альтернативы блогеры, черпающие свои исторические познания из имеющихся в Интернете пестрого и разнообразного сонма разноценных фактов и мнений. Их страстные и неупорядоченные дискуссии часто напоминают компьютерные игры-стрелялки, в которых можно безжалостно и безнаказанно расстреливать виртуального противника и иметь бесчисленное количество возможностей начинать игру с прошлым заново.

Реже других в этих юбилейных толковщах можно слышать голоса участников Второй мировой. Их уже куда меньше, чем практикующих политиков историков и тем более блогеров. И говорливости у них тоже меньше.

А еще когда говорят о начале Второй мировой, обычно вспоминают небольшой полуостров в Гданьской бухте - Вестерплятте, где находились две сотни польских солдат, и немецкий броненосец "Шлезвиг-Гольштейн", начавший в 4:45 1-го сентября 1939 г. массированный артобстрел Вестерплаттских военных складов, которые охранял этот польский гарнизон. Многие считают, что это были первые залпы Второй мировой…

На самом деле война началась на 5 минут раньше с массированной немецкой бомбардировки силезского городка Велуни. Население -15 тысяч, и никаких военных объектов. Промышленность – сахарозавод на окраине. Где-то рядом – бригада польской кавалерии.

Бомбы, последующий немецкий артобстрел и начавшиеся пожары уничтожили три четверти городка. Погибли 1200 мирных жителей.

Гарнизон Вестерплятте сопротивлялся немцам еще почти 7 дней.

Вопреки традиции мы предоставляем сегодня слово солдатам Второй мировой. Одному из тех, кто начал ее с первой минуты наступлением на Велунь. И одному из тех, кто завершил ее победителем.

Герду Альшведе в 1939 году было двадцать, и он уже год как служил в армии . В ночь с 31 августа на 1 сентября 1939 года, моторизированная дивизия тяжелой артиллерии вермахта, в составе которой находился ефрейтор Альшведе, начала атаку в направлении уже разрушенного Велуня. Потом во фронтовой жизни Альшведе было еще немало атак – Варшава, осада Ленинграда и наступление на Москву. Но Велунь он запомнил особенно. Сегодня Герду Альшведе девяносто первый и он один из очень немногих живых участников начала Второй мировой, кто жив и готов к прямому и совсем нелегкому для него разговору. С ним беседовал берлинский журналист Александр Сосновский. В этом разговоре Гердт Альшведе, в частности, сказал:

- Ненависть к полякам у нас была. Потому, что поляки в течение месяцев вели себя вдоль нашей границы очень агрессивно. За несколько дней до начала нашей атаки нам пришлось в районах вдоль границы даже разместить полевые посты, которые следили за тем, чтобы вражеские солдаты не перешли границу. Кроме этого, наша пропаганда постоянно сообщала о нападениях поляков. К примеру, поляки обстреляли самолет, который летел из Германии в Пруссию над польской территорией, хотя мы и не были в состоянии войны . Еще до того, как в тридцать третьем Гитлер пришел к власти, поляки изгнали из так называемого польского коридора – это бывшие немецкие земли, которые после Версаля перешли к Польше – около миллиона немцев. У них было враждебное отношение к немцам. Поэтому и наша ненависть к полякам была оправдана. А после всего, что мы увидели на польской территории после нашей атаки, стало понятно, что сообщения о ненависти поляков к немцам - это правда.

Рассуждения 90-летнего Герда Альшведе, который и сегодня оправдывает ненависть гитлеровцев к полякам, мы попросили прокомментировать советского участника Второй мировой Вячеслава Ивановича Дашичева. Он - профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН. Отвечая Герду Альшведе, профессор Вячеслав Дашичев, в частности, говорит:

- Прежде я должен сказать, что Герд Альшведе как рядовой солдат не был информирован о планах Гитлера и немецкого главнокомандования, ведь решение о нападении на Польшу было принято еще 1 апреля 1939 года. А то, что поляки себя вели агрессивно, это ерунда. Сейчас явно прослеживается такая тенденция, даже и у нас в России, – обвинить Польшу в том, что она виновата в развязывании Второй мировой войны. Это неправда. Я в своем четырехтомном труде "Стратегия Гитлера: путь к катастрофе" подробнейшим образом описал планирование немецким командованием и ставкой Гитлера будущей войны. Свидетельство Альшведе только подтверждает, что немецкое командование готовилось к этой войне тщательно. Все было до мельчайших подробностей учтено для того, чтобы успешно проводить военные действия.

Полный текст интервью с Гердом Альшведе – здесь.

Полный текст интервью с Вячеславом Дашичевым – здесь.

Полный текст программы Владимира Тольца - здесь.