Сцена, рампа, голодовка

Актеры проводят голодовку в гримерках театра

Количество голодающих актеров Театра юного зрителя (ТЮЗ) в Нижнем Новгороде увеличилось до 18 человек. С артистами встретился глава департамента культуры Нижнего Новгорода Михаил Грошев. Встреча оказалась безрезультатной: голодовка продолжится, а завтра главный режиссер театра Владимир Золотарь сядет за стол переговоров с художественным руководителем театра Виктором Симакиным.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Марина Тимашева, обозреватель РС



(Полностью субботнее видеообращение актеров нижегородского ТЮЗа вы можете посмотреть здесь)

Артисты ТЮЗа продолжают протестовать против назначения Виктора Симакина на пост художественного руководителя театра. На выходных к голодающим присоединился и главный режиссер театра Владимир Золотарь. Сегодня, в пятый день голодовки, состоялась вторая встреча артистов с главой городского департамента культуры Михаилом Грошевым; первая прошла в конце минувшей недели. Как объяснила корреспонденту Радио Свобода пресс-секретарь Грошева Наталья Полякова, "встреча в субботу ни к чему не привела, поэтому понадобилась вторая, уже у Грошева в кабинете". Полякова добавила, что сегодняшняя встреча проходила в закрытом для прессы режиме по желанию артистов ТЮЗа.

Артисты опровергли информацию об этом желании и сообщили корреспонденту Радио Свобода, что и вторая встреча не привела ни к каким итогам: в департаменте не собираются увольнять Симакина и настаивают, чтобы в театре было два художественных "главы" - Симакин и Золотарь.

– От встречи осталось очень тягостное ощущение: как будто мы говорили с главой департамента на разных языках, – рассказывает заслуженная артистка России Елена Фирстова, которая участвует в голодовке и присутствовала на встрече. – Он настойчиво предлагает лишь один вариант: в любом качестве оставить Симакина, и гарантирует, что нас не уволят. На встрече присутствовали некоторые из тех девяти артистов, которые Симакина поддерживают. Грошев высказался в духе, что не может оставить их на произвол судьбы. Эти люди последние годы были не востребованы в театре. Они начали клеймить нас позором, и разговор обещал перейти в мелкий базар. Чтобы разговор не перешел на личности, Владимир Александрович Золотарь согласился на разговор с Симакиным. Молодые актеры ответили Золотарю: вы можете договариваться с Симакиным, но это ничего не меняет. Мы не можем и не будем существовать с ним в одном театре. Противоестественно работать с человеком, который доставляет столько страданий стольким людям.

К голодающим артистам то и дело приезжает "скорая помощь": у них поднимается давление, они падают в обморок, и врачи делают им уколы. Самой Елене Фирстовой стало плохо в субботу утром, но она отказалась от госпитализации и продолжила голодать.

– Молодежь стоит насмерть: прекращать голодовку не собираются, – говорит Елена Фирстова. – Нам, старшему поколению актеров, сложнее, но мы тоже голодаем. Если врачи скажут, что никак нельзя продолжать, будем посильно участвовать.

Владимир Золотарь считает, что ситуация вдвойне тупиковая - для труппы и для него лично:

– Михаил Грошев высказался, что вопрос о Симакине решен: он остается в театре, а мы с ним должны сесть за стол переговоров и договориться, кто за что отвечает и какие творческие планы. Грошев назвал переговоры единственным выходом из конфликта. Труппа выступила против этих переговоров и продолжила голодовку. Я практически не знаком с Симакиным, видел два-три его спектакля и не могу составлять его портрет из рассказов о нем. Поэтому я вынужден был сказать, что встречусь с ним и попробую поговорить, как жить дальше. В департаменте меня попросили надавить на людей, чтобы они прекратили голодовку. Я сказал, что буду просить их беречь свое здоровье.

Есть и мой личный тупик. Такая реакция труппы, их надежда и доверие ко мне лишают меня возможности маневра. Сейчас у меня два прямых начальника – директор театра и художественный руководитель, которые являются ставленниками департамента культуры. Мои планы на этот сезон под угрозой. Но заявление об уходе будет чудовищным предательством коллектива. Получится, что я их брошу в этой безвыходной ситуации. Поэтому морально очень сложно. Все надеются на создаваемую Союзом театральных деятелей в Москве независимую конфликтную комиссию, которая бы вмешалась в ситуацию как третейский судья. Видимо, на уровне местной власти подвижек не будет.

* * *
Надежды труппы, возможно, оправдаются. На официальном сайте СТД сообщается, что конфликтная комиссия под руководством Евгения Стеблова, первого заместителя председателя СТД РФ, направится в Нижний Новгород 2 сентября. Предполагается, что комиссия даст рекомендации по выходу из конфликта. Есть, правда, некоторое противоречие в поступках СТД: по словам артистов, председатель Нижегородского отделения СТД Александр Мишин в грубой форме заявил, что обратится к губернатору с требованием закрыть театр, если голодовка не прекратится.

В отличие от главы департамента культуры, ни директор театра Максим Крохин, ни художественный руководитель Виктор Симакин на связь с артистами не выходят. Вместо этого Максим Крохин отправил письмо в прокуратуру Нижегородского района. В письме – список якобы финансовых нарушений театра, которые, по его словам, он выявил не без помощи Виктора Симакина, и просьба провести проверку. Официальный представитель театра Алексей Выборнов сказал корреспонденту Радио Свобода, что Максим Крохин пошел навстречу артистам уже тем, что позволил им оставаться в театре в ночное время.

– Вообще по документации, в том числе пожарной, нахождение в ТЮЗе в ночное время запрещено. Тем более никто не имеет права в театре ночевать, – сказал Алексей Выборнов. – То есть, Максим Крохин берет на себя ответственность за то, что артисты находятся здесь: никто их не выгоняет и не выкидывает. Это шаг, который он сделал, пойдя навстречу. Если бы вы были руководителем, вы смогли бы пойти на такое? Директор еще на прошлой неделе заходил к артистам. Артистам сразу было предложено сесть за стол переговоров. Они, к сожалению, сказали, что нет смысла: нужно, чтобы Симакин ушел, и это однозначно.

Владимир Золотарь считает, что письмо в прокуратуру – попытка отвлечь общественность от проблемы, из-за которой артисты голодают: требования уволить Виктора Симакина.

– Письмо в прокуратуру ничем навредить не может, потому что никто из голодающей части коллектива к финансовым отношениям в театре не имеет отношения, – говорит Владимир Золотарь. – Мы занимались исключительно творческим цехом. Я не понимаю, какое отношение к расследованию этих финансовых нарушений имеет и режиссер Виктор Алексеевич Симакин. Это касается бухгалтерии, дирекции театра. Видимо, это попытка манипулировать общественным мнением: мол, у них там рыльце в пушку, вот они и прикрывают это своей голодовкой. Довольно абсурдная и беспомощная попытка сместить акценты. Пусть будет прокурорская проверка. Ни малейшего отношения к происходящему сейчас она не имеет.

* * *
Артисты направили губернатору Нижегородской области очередное письмо, где вновь обосновали свою позицию в отношении Виктора Симакина. Ответа пока нет.