Противоречивую динамику американских фондовых индексов и макроэкономических показателей в интервью РС комментирует экономист Михаил Бернштам.
По итогам торгов во вторник ключевые американские фондовые индексы снизились примерно на 2 процента. Поводом для внезапного страха, охватившего Уолл-стрит, стал слух об угрозе банкротства одного из крупных американских банков. Инвесторы услышали в нем подтверждение худших своих опасений: многие сомневаются, что рекордное 100-процентное подорожание акций финансового сектора в последние пять месяцев имеет под собой надежный фундамент. Вселить оптимизм в них не смогло даже то, что уровень промышленного производства в августе показал рост впервые с января 2008 года.
Почему позитивная экономическая статистика, подтверждающая предположение о завершении рецессии, не вызвала энтузиазма на Уолл-стрит, в интервью Радио Свобода объясняет сотрудник Гуверовского института при Стэнфордском университете профессор Михаил Бернштам:
― Положительная экономическая статистика говорит о том, что начался подъем со дна, а не о том, что рецессия кончилась. Пресса утверждает, что да, рецессия кончилась, ― но на самом деле она может продолжаться, и начавшийся было подъем вскоре может остановиться или смениться следующим падением. Финансовый кризис не преодолен, финансовые учреждения, прежде всего, банки, еще находятся в критическом положении, поэтому рынки довольно скептически относятся к этим данным. Но при этом надо отметить, что систематические данные по США, Европе и Азии показывают, что обрабатывающая промышленность и другие производящие отрасли экономики начали подниматься со дна.
― Насколько можно доверять этим сигналам? Во вторник Уолл-стрит явно продемонстрировал неверие в грядущее выздоровление.
― Эти сигналы показывают, что в ближайшие полгода будет какой-то экономический подъем. После этого из-за финансового кризиса или приостановки остального экономического развития может произойти либо движение на дне, либо второй спуск. То есть, на самом деле, сейчас будущее непредсказуемо.
― Что в таком случае ждет Россию?
― Россия в этой ситуации живет отраженным светом. В России банки и другие финансовые учреждения находятся в очень тяжелом финансовом положении. В России резко упала денежная масса. Россия очень зависит от экспорта, и если сейчас начнется хотя бы на короткое время глобальное восстановление, то увеличатся, естественно, цены на природные ресурсы. Поэтому Россия с некоторым запозданием будет следовать тому, что будет происходить с мировой экономикой.