Школьная речь Барака Обамы: против чего предупреждает молодежь американский президент

Ирина Лагунина: В первый день учебного года, который в этом году начался 8 сентября, Барак Обама обратился к школьникам в прямом эфире, а кроме того, встретился лично со старшеклассниками одной из школ штата Вирджиния. Речь президента стала предметом острой дискуссии еще до того, как была произнесена. Рассказывает Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: С тем, что государственная система школьного образования США нуждается в реформировании, спорить не приходится. Общественные школы Америки переполнены, страдают от недофинансирования, в каждом штате свои стандарты успеваемости, и зачастую эта планка установлена очень низко. Но самое главное – это то, что плохая школа отбивает у ребенка всякое желание учиться. Можно купить школе самые современные компьютеры, наполнить школьную библиотеку шедеврами литературы, построить школьные здания, которые станут образцами лучшей архитектуры, но если ученику неинтересно в школе, он выйдет оттуда неучем.
Президент Обама решил сделать школьникам отеческое внушение, призвать их упорно и прилежно учиться, потому что эту работу вместо них никто не сделает. По замыслу Белого Дома, эту речь, назначенную на полдень по времени Восточного побережья, должны были смотреть в прямом эфире школьники всей страны, а потом обсудить ее с учителями.
Это невинное, на первый взгляд, и полезное мероприятие навлекло на себя громы и молнии. Президента обвинили в попытке вмешательства во внутренние дела штатов, в том, что он своей речью нарушает учебный процесс, пытается перенести партийную борьбу в детскую аудиторию, промыть детям мозги и учинить «индоктринацию в духе социализма». Надо признать, что отчасти виноваты помощники президента. Они перестарались – написали и разослали по стране методические указания, как обсуждать речь президента, на что обратить внимание, какие вопросы поставить перед учениками. Правда и то, что государственные школы не подчиняются президенту – ими управляют школьные советы, члены которых избираются всеобщим голосованием; школьный совет подчиняется правительству штата. Но в возмущении родителей, которые оборвали телефоны школ, было все же явное преувеличение.
В итоге школьные советы некоторых штатов приняли решение не транслировать речь президента, а раздать ее текст родителям. В других штатах речь детям показали, но тех, чьи родители возражали, освободили от просмотра. А кое-где отказались использовать методичку Белого Дома.
В речи Барака Обамы, конечно же, не было индоктринации, да еще в социалистическом духе. Страсти оказались чрезмерными. Но еще интереснее была встреча президента с учениками школы Уэйкфилд в Арлингтоне. Школьники не стеснялись – задавали главе государства острые и дерзкие вопросы, и президент отвечал на них с неожиданной отровенностью. Из этого разговора мы выбрали четыре вопроса. Вопрос первый.

- Как изменилась ваша жизнь?

Барак Обама: Как тебя зовут?

- Джимми.

Барак Обама: Джимми. Как изменилась моя жизнь... Когда ты объявляешь, что будешь избираться в президенты, о твоем существовании сразу узнаёт множество людей. Потом у тебя появляется охрана. Когда ты выигрываешь номинацию, тебе дают еще больше охраны. Ну а потом, когда ты становишься президентом, ты в один миг лишаешься всего. Одно из самых главных изменений в моей жизни – это то, что я больше не могу делать обычные вещи, которые я привык делать. Иногда это тяжело. Я не могу, к примеру, сесть за руль, поехать в магазин, купить что-нибудь, что мне понравилось. Я не могу просто прогуляться по улице так, чтобы не пришлось перекрывать дороги и причинять неудобства большому числу людей.
Так что в том, что касается моей личной жизни, я думаю, главная перемена состоит в том, что я оказался, как говорят в таких случаях, под стеклянным колпаком. Я даже не могу сделать что-то на скорую руку, не подумав. И на самом деле это самое трудное в жизни президента, потому что тебе хочется просто общаться с людьми, а они или приветствуют тебя и показывают, как они счастливы тебя видеть или, наоборот, освистывают тебя и обзывают разными словами. Но нормального общения ни с кем нет.
Приятная сторона президентской жизни – это то, что у меня появилось прекрасное рабочее место под названием Овальный кабинет, и теперь мне не надо ездить на работу. Я просто спускаюсь по лестнице – и я уже на работе. Могу вернуться домой, чтобы пообедать всей семьей. Так что я теперь провожу гораздо больше времени со своими детьми и женой, мы каждый вечер обедаем вместе. Это намного лучше, чем было прежде, когда я постоянно ездил из Вашингтона в Чикаго и обратно. Это действительно хорошо.
Ну и конечно, моя жизнь изменилась еще и в том отношении, что я несу теперь гораздо бόльшую ответственность. Но как раз это свойство моей работы доставляет мне удовольствие. Люблю встречаться с людьми, которые одержимы своим делом. Стараюсь найти решение, как сделать лучше наши школы, как дать медицинскую страховку тем, у кого ее нет, что нужно сделать, чтобы предоставить людям больше возможностей реализовать себя, дать им лучшую работу, лучшее образование. За решением этих проблем я провожу бόльшую часть своего времени, и это по-настоящему интересно. От этого я получаю удовольствие.

Владимир Абаринов: Следующий вопрос носил для задавшего его подростка глубоко личный характер. Но и президента он задел за живое.

- Привет, меня зовут Брэндон. Мне интересно: вы сказали, что в вашей жизни отец, собственно, отсутствовал. У меня тоже что-то в этом роде – мои родители развелись. Как вы считаете, что бы в вашей жизни изменилось, если он был рядом с вами? Что было бы с вашим образованием и стали бы вы все равно президентом?

Барак Обама: Интересный вопрос. Никогда не знаешь в точности, как сложилась бы твоя жизнь, если бы ее обстоятельства были бы настольно другими. Я написал книгу под названием «Мечты от имени отца», в которой попытался представить, каким он был. Он был очень умный человек, но не лишен высокомерия и властности, у него были свои проблемы и сложности. Мать часто говорила мне, что если бы он был с нами, мы с ним, возможно, постоянно ругались бы.
Я думаю, мне повезло в том смысле, что мать никогда не говорила о нем плохо. По-моему, это важно – даже тогда, когда твоего отца нет рядом с тобой, слышать о нем хорошее. Возможно, это укрепило мою уверенность в себе.
С другой стороны, отсутствие отца заставило меня быстрее повзрослеть. Я сделал больше ошибок в жизни, потому что рядом не было того, кто научил бы меня, что и как надо делать. Но зато я научился самостоятельности. Я должен был помогать матери, потому что знал, как много она работает. Так что в каком-то смысле это сделало меня в конечном счете сильнее. Возможно, это сделает сильнее и тебя.

Владимир Абаринов: Президентом работать трудно – слишком много дел, и не все из них интересные или приятные. На эту тему – следующий вопрос.

- Привет, меня зовут Сэм. Как вы заставляете себя делать всю работу, какую вам полагается делать?

Барак Обама: Отличный вопрос. Хочу быть честным с вами. Отчасти я делаю ее потому, что не хочу потерпеть неудачу. Множество людей рассчитывает на меня. И потому, даже когда я устал, или когда дела идут не совсем так, как я считаю они должны идти, или когда на моем столе скапливается много проблем, я думаю о том, что люди по всей стране борются со своими проблемами, и говорю себе: это такая честь занимать эту должность. Я просто не могу себе позволить устать. Я должен сделать для этих людей все, на что я способен.
Мы получаем по 40 тысяч писем в день со всей страны – по почте и в электронном виде – писем на самые разные темы. И мы стали делать так: каждый день мои помощники отбирают 10 самых характерных писем, и я читаю их. В конце рабочего дня в толстой папке документов, которые я должен прочесть, чтобы быть готовым к завтрашнему дню, будь то вопросы образования, или здравоохранения, или обстановка в Афганистане – в этой папке лежат и 10 писем от обыкновенных людей.
Читаешь эти письма – и некоторые из этих писем по-настоящему воодушевляют тебя. Люди пишут о том, как они, первыми в своей семье, пошли учиться в колледж, как они усердно трудятся, потому что знают, что образование откроет им дорогу к хорошей работе и карьере, и они не отступаются от своего несмотря на трудности.
Некоторые рассказы удручают. Мне пишут о людях, которые больны, но не имеют страховки, и вдруг получают счет на 100 тысяч долларов, и у них нет никакой возможности оплатить его, и они должны лишиться своего дома.
Тебе напоминают, что страна состоит из хороших людей, у которых иногда наступают тяжелые времена. Им нужна просто передышка. Им надо немного помочь. Может быть, существующий сегодня порядок вещей не всегда справедлив. И это заставляет тебя работать. Ты говоришь себе: ну хорошо, я не могу сделать мир идеальным, не могу сделать так, чтобы люди не болели, но может быть, я смогу сделать так, чтобы они получили страховку, и тогда, если они заболеют, они смогут получить помощь.

Владимир Абаринов: Нашелся среди школьников и желающий стать президентом.

- Г-н президент, меня зовут Джесси. Я хочу, когда вырасту, занять вашу должность. Вы можете дать мне какой-нибудь совет – какую карьеру мне делать, что я должен знать?

Барак Обама: Я дам кое-какие практические подсказки. Прежде всего, я хочу, чтобы каждый из вас проявлял осторожность, когда вы размещаете что-то в сети Facebook. Потому что в наше время все, что вы делаете сегодня, позднее так или иначе даст о себе знать. Когда ты молодой, ты делаешь ошибки и разные глупости. Я слышал уже много историй о том, как человек по молодости опубликовал что-то в Facebook, потом идет устраиваться на работу, а там сидит человек и проверяет твое имя через Интернет. Это мой первый практический совет.
Совет номер два. Послушайте, хорошо учиться в школе – это очень важно, особенно если ты не принадлежишь к политической династии, которая все положит тебе в рот. Если тебе суждено преуспеть, то это произойдет потому, что в тебе будут уверены, уверены в том, что ты справишься с работой. Поэтому отличная учеба – это важно.
Совет номер три. Выберите себе дело в жизни, которым вы действительно хотите заниматься, и делайте его хорошо. Многие решают пойти в политику потому, что они хотят быть важными шишками и видеть свое имя в газетных заголовках. На самом деле лучшие выборные лица – это люди, которые нашли свое призвание. Хороший адвокат, хороший учитель, хороший бизнесмен – они сделали свою карьеру, научились организовывать людей и побуждать их к работе. А потом они идут в политику, потому что считают, что могут применить свое умение, чтобы сделать больше добра, а не для того, чтобы просто занять выборную должность. Скажу вам честно: у нас много политиков, которые только о том и думают, как бы им переизбраться, и потому они никогда ничего толком не делают.
Это справедливо не только в отношении политики. Такова правда жизни. Если вы не хотите быть президентом, а хотите добиться успеха в бизнесе, самые успешные из бизнесменов, кого я знаю, они одержимы своей идеей. А деньги – это побочный продукт. Деньги приходят, когда ты сделал что-то хорошее, а не просто думал о том, как бы сделать деньги.
Поговорите с кем-нибудь вроде Билла Гейтса. Этот парень был очарован компьютерами, только о них и думал. И так овладел своим делом, что стал еще и отличным бизнесменом. Но сконцентрирован он был на том, как создать что-то полезное для людей. И я думаю, вы должны так же относиться к своему делу, чем бы вы ни решили заниматься в жизни.

Владимир Абаринов: По лицам школьников было видно, что президент сумел найти общий язык с ними. А это значит, что они обязательно задумаются над его советами.