Почему челябинцы, купившие квартиры, живут в палатках

  • Александр Валиев
Александр Валиев: В Челябинской области проблема обманутых дольщиков вот уже который месяц остается в центре внимания журналистов. Люди, вложившие деньги в строящееся жилье, устали от ожиданий и бесконечных хождений по кабинетам. Теперь они проводят публичные акции. В конце мая в центре города состоялся митинг, на котором было объявлено, что следующим шагом станет голодовка.

- У нас женщина, Светлана Демкина, живет в бане! Она приехала, плачет! Она не может разговаривать! Пожалуйста, помогите нам как-нибудь сдвинуть этот груз с мертвой точки!

Александр Валиев: На митинге присутствовали челябинцы и жители Магнитогорска. У последних - ситуация аховая. Они и грозили голодовкой. История началась еще в 2005 году. Строительные компании "Наш Город" и "ВоенЖилСтрой" получили деньги со 148 семей. С того момента в 10-этажном доме с 6 подъездами построено лишь два подъезда без кровли, два - до третьего этажа, еще два подъезда находятся на уровне фундамента. В конце 2007 года строительство было остановлено. Рассказывает дольщица Татьяна Салдаева.

Татьяна Салдаева: Действительно, дешевое жилье было, точечная застройка в центре города. Все коммуникации и дороги. Кроме того, клиентами этого дома были омоновцы, "афганцы", криминальная милиция. Поэтому авторитет, конечно, был велик. Мы понесли туда все деньги.

Александр Валиев: Рядом с магнитогорцами в пикете участвовали и челябинцы. Сергей рассказывает, как купил у ЖСК "Универсал" в Челябинске двухкомнатную квартиру на Комсомольском проспекте, 122.

Сергей: В моем случае конкретно срок сдачи был 2007 год, 4 квартал. Договор заключил в марте 2007 года. Я дал большую часть сразу – сумму в 700 тысяч. В районе 400 тысяч добавил "Челябинвестбанк". Застройщик получил от меня сумму сразу. По сегодняшний день я нахожусь без квартиры. Застройщик мотивирует так, что сейчас нет денежных средств, квартиры не покупаются. Стройка стоит. Сроки мне застройщик сейчас не называет вообще. На бумаге они присылают иногда уведомление, что отодвинулся на такой-то срок.

Александр Валиев: В аналогичной ситуации оказалось порядка 150 семей. В то, что дом сдадут в конце года, никто не верит. Пока же Сергею приходится снимать квартиру и платить кредит в банк. На все это уходит порядка 15 тысяч в месяц. Есть в Челябинске ситуации с другим, более криминальным, сюжетом. В 2004 году челябинская академия культуры и искусств заключила договор со строительной компанией "Аркада" на возведение двухподъездного дома. Тогда же было решено подключать к процессу дольщиков. На сегодняшний день дом, мало того, что не достроен, еще и квартиры в нем проданы по несколько раз. Говорит Виктор Калина, обманутый дольщик.

Виктор Калина: Проработали мы с женой… Наш стаж 105 лет. И остались мы нищими, бомжами. Почему у нас такие законы, которые обманщики. Обманывают нас, а мы с них не можем ничего получить.

Александр Валиев: Еще одна история. Дом на улице Главной достроен процентов на 90, но приемку не прошел, застройщики его бросили, и вот уже несколько лет люди живут в доме без адреса. Говорит Светлана Коптелова.

Светлана Коптелова: Проблем у нас очень много. Мы живем в квартире, в которой не можем ни прописаться, ни получить документов на право собственности. Не прошел дом госприемку. Наш дом фактически на карте не существует. Там недоделок очень много. Самое главное, что нет даже адреса на карте. Нас не существует. Врач может не прийти, скажет, что дома нет. Нет телефона у нас. Не может подъехать "скорая" помощь, потому что адреса не знают. За 8 лет мы обошли практически всевозможные инстанции, обращались в прокуратуру, суд, писали письмо губернатору. Никаких результатов совершенно.

Александр Валиев: Магнитогорские дольщики все-таки начали голодовку, но продолжалась она всего несколько часов. После этого власти стали спешно решать проблему. Говорит вице-губернатор Владимир Дятлов.

Владимир Дятлов: Переоформлены все документы, которые подтвердят право людей на долевую собственность в этих домах. Должны быть подписаны соглашения, по которым будут переданы права на строительство дома другой подрядной организации. И под гарантии муниципалитета этот дом будет достраиваться.

Александр Валиев: На днях в центре Челябинска на несколько часов разбили палаточный городок жертвы копейской компании "Полистром". Это предприятие никак не может завершить строительство двух домов. Люди должны были въехать в свои квартиры еще год назад. Многие из них платят за ипотеку и аренду жилья. Вот что сказала о пикете с палатками одна из дольщиц.

- Палатки – это наши квартиры. Естественно, когда 8 тысяч в месяц платишь за квартиру съемную и за ипотеку 15 тысяч. А если один член семьи остался работать, как же быть? Где жить?

Александр Валиев: Холдинг "Массив" некоторое время назад начал застройку поселка Чурилово на окраине Челябинска. Владимир Александров - один из дольщиков. Договор на покупку квартиры он заключил в августе 2008 года, полностью оплатив всю стоимость. Срок сдачи комплекса - декабрь этого года. Но из десяти этажей построено только три.

Владимир Александров: Мы ходим каждую неделю. Ворота не открываются. Рабочие не ходят. Следов техники не видно.

Александр Валиев: Магнитогорцы, объявившие сначала голодовку, затем успокоились - процесс, кажется, пошел. Но наступил сентябрь и люди вновь вышли на улицу. Компания-застройщик "Военжилстрой" подала заявление о признании себя банкротом, из шести подъездов дома готовы, и то не полностью, только два. Вкладчики требуют остановить ликвидацию компании "Военжилстрой", пока она не выполнит свои обязательства, выдать документы на квартиры и достроить весь дом.