Секреты неподкупности

"Репортеры без границ" выпустили первую часть атласа свободы прессы в российских регионах

"Репортеры без границ" выпустили первую часть атласа свободы печати в российских регионах. Редактор-составитель исследования, представитель немецкого отделения "Репортеров без границ" Аня Вьоль рассказала в интервью Радио Свобода о примерах негативных, очень негативных и обнадеживающих.

- Как готовился этот отчет?

- Материал был собран несколькими экспертами, которые хорошо знают Россию – это аккредитованные в Москве журналисты, которые изучали славистику, говорят и читают по-русски, много лет прожили в России. Они провели интервью с местными журналистами, медиаменеджерами, ответственными редакторами, владельцами изданий. Также мы связались с различными фондами и центрами, которые отстаивают свободу прессы. АНРИ (Альянс независимых региональных издателей), Центр экстремальной журналистики, Фонд защиты гласности были для нас важными собеседниками.

- Ваши эксперты, как явствует из отчета, решили, что в некоторых регионах свобода прессы присутствует...


- В целом можно сказать, что повсюду на прессу оказывается давление. В России сложился богатый спектр масс-медиа: в период экономического подъема возникло много новых СМИ, однако большая часть из них зависит от государственного финансирования. Существуют прочные отношения зависимости между изданиями и местной властью и бизнесом. Это значит, что многие СМИ просто не смогут существовать без регулярных отчислений от государственных институтов либо олигархов.
В качестве очень негативного примера можно привести Краснодар, где влияние политиков на СМИ крайне высоко. Там вообще практически нет независимых СМИ

При этом существует большая градация по регионам, есть существенные различия не только между регионами, но и между отдельными городами, районами одного региона. То есть ситуация повсюду трудная, но есть негативные примеры, а есть очень негативные. В качестве очень негативного примера можно привести Краснодар, где влияние политиков на СМИ крайне высоко. Там вообще практически нет независимых СМИ. Там есть специфический инструмент государственного регулирования: СМИ вносятся в так называемый регистр. Все СМИ, которые включены в этот регистр, получают финансовые преимущества и льготы при налогообложении.

- Еще СМИ с властью заключают так называемые "информационные контракты".

- Да, такое явление очень распространено во многих регионах. Это гениальное средство регулирования СМИ. Сумма выплат по этим контрактам составляет более 50 процентов бюджета издания – то есть критическую для его существования величину. Деньги идут от мэра, губернатора, представителей государственных ведомств. В обмен на это СМИ должны не критиковать или, по крайней мере, не ставить под сомнение их власть.

- Где же "Репортеры без границ" нашли другие примеры – честные и неподкупные СМИ?

- В качестве позитивного примера можно привести город Пермь. Регион был оценен как либеральный, может быть, этого оттого, что партия власти набрала там только 36 процентов и там есть сильная оппозиция. Там существует и относительная свобода печати – по сравнению с другими регионами.

- В чем причины такой разницы между регионами?

- В случае Перми причина заключается, очевидно, в том, что тамошние СМИ могут сами себя финансировать, а не рассчитывать на помощь государства. Они практически самостоятельны, и у них есть большая свобода маневра. Это не значит, что в Перми нет "информационных контрактов" с властью – просто там это не настолько широко практикуется, как в других регионах. Владельцы СМИ стараются развивать альтернативные модели бизнеса. Например, там есть более или менее критичное СМИ, которое позволяет себе говорить на горячие политические темы. Нельзя назвать это издание остро оппозиционным, но несколько больше свободы выражения оно себе позволяет - то одно, то другое критичное замечание…. Его собственник владеет целым издательством и доход получает от других изданий – с помощью неполитических публикаций, популярной бульварной прессы.

- Зарплаты журналистов в регионах влияют на качество прессы?

- Перед журналистами встает дилемма: они должны сотрудничать с такими СМИ, которые управляются государством, чтобы иметь хоть какую-то работу и получать неболшоей регулярный доход, но при этом вынуждены ограничивать себя в своих высказываниях. Ситуация на рынке труда для журналистов не очень хорошая, не так уж много рабочих мест. В этой ситуации нужно, конечно, иметь большую смелость, чтобы сохранять независимость, свободу высказываний, писать о таких горячих темах, как коррупция и т.п.

Журналисты рискуют потерять работу, быть преследуемыми в суде и даже столкнуться с насилием. Конечно, мы видим усилия мужественных журналистов основать критические СМИ, в частности, интернет-издания. Но им сложно достичь экономической независимости, так как найдется немного желающих разместить в этих СМИ рекламу, объявления. Свобода зависит, в первую очередь, от финансов. Что говорить, если даже в Германии с публикацией критических материалов в последнее время дело обстоит не так просто. Но, конечно, масштаб проблем не такой, как в России.

- И что делать в России?

- Главная задача нашего отчета – обрисовать проблему. Что касается решения, оно не может быть единым для всей разношерстной прессы в регионах. Везде нужно учитывать местную специфику. И все-таки пару рекомендаций можно дать. Одним из способ достижения независимости региональной прессой стало ее объединение в крупные альянсы, такие как "Альянс независимых российских издателей" , который объединяет около 50 изданий в регионах.

Можно попытаться выжить как издательство. Издательство может отказаться от государственной поддержки или от вливаний олигархов, хотя это очень трудно. Но всё-таки издательство может иметь несколько газет, журналов и т.д, и одни из них усиливать за счет других. Скажем, издавать одно критическое политическое издание, а наряду с ним глянцевые развлекательные журналы.
В отчете действительно говорится, что Кремль не оказывает прямого влияния на прессу. Давление исходит от местного чиновника – губернатора, мэра. Однако они, в свою очередь, управляются Кремлем, не так ли?

Вторая возможность состоит в содействии международному обмену, в опоре на фонды, международные организации журналистов. От них всегда есть приглашения к сотрудничеству, предложения образовательных программ, на которых учат редакционной независимости, этическим принципам в журналистике и т.п. В общем, всегда есть возможности улучшить чрезвычайно сложную ситуацию. Но панацеей, конечно, эти средства не являются.

- Авторы отчета практически не обнаружили случаев "прямого давления Кремля" на прессу. Что же, журналисты занимаются самоцензурой?

- В отчете действительно говорится, что Кремль не оказывает прямого влияния на прессу. Давление исходит от местного чиновника – губернатора, мэра. Однако они, в свою очередь, управляются Кремлем, не так ли? Конечно, трудной жизнь журналиста делает, в первую очередь, даже не губернатор, а мелкие местные власть имущие. Начиная от звонков в редакцию и заканчивая прямым насилием – как в Приморье и на Алтае. Поэтому страх журналистов перед возможными репрессиями не надо недооценивать: если на кого-то из них уже подали в суд, избили, то и остальные будут бояться последствий. Но есть отдельные журналисты, отдельные СМИ, которые вселяют надежду…

- Кто должен отреагировать на этот отчет?

- Этот отчет предназначен для мировой и российской общественности, он переведен на английский, русский языки. В России его будут распространять наши партнеры. И это только начало нашей активной работы. Немецкая секция продолжит сотрудничество с французским отделением "Репортеров без границ". Мы продолжим составлять опись прессы в России, - подытожила Аня Вьоль.

Напомним, в рейтинге ситуации со свободой прессы в мире в 2008 году Россия спустилась со 141 позиции на одно из последних мест из общего числа 173 государств. В то же время, Фонд защиты гласности в прошлом году обозначил 19 из 86 российских регионов как "относительно свободные".