Общественная дискуссия вокруг строительства 400-метрового здания "Охта-центра" в Санкт-Петербурге вступает в решающую фазу. Чтобы возвести небоскреб, власти города готовы изменить высотный регламент, принятый в зоне застройки. Защитникам исторического облика Петербурга снова отказано в проведении акции протеста.
Оппоненты строительства "Охта-центра" планировали провести свою акцию протеста в среду, 16 сентября, возле зданий Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) и Комитета по государственному использованию и охране памятников (КГИОП). Но им отказали, ссылаясь на "работы по благоустройству сквера". Противникам газпромовской башни предложили отправиться в сад Чернышевского ― глухое и удаленное от всех транспортных артерий место в центре Петербурга, куда в последнее время с завидной регулярностью ссылают большинство оппозиционных акций.
Несогласные в ответ направляют в Смольный новое уведомление с объяснением, что собираться они планируют не в сквере на площади Ломоносова, а на тротуаре вокруг него, не мешая благоустройству сквера. Но это, можно сказать, мелкие бои местного значения. Гораздо важнее попытки признать незаконными общественные слушания, прошедшие 1 сентября. По мнению оппозиционеров, в них были допущены многочисленные нарушениями. Суд уже отклонил соответствующий иск. Мотивировочная часть должна поступить сегодня, после чего можно будет обжаловать решение суда, добиваясь отмены слушаний.
Почему вообще вокруг 400-метровой доминанты идут такие бои? Представители "Охта-центра" объясняют: поскольку участок строительства неблагоприятен для застройки, общественные помещения, которые предполагается там возвести, не будут эффективными, если не увеличить их высоту. Еще один аргумент ― с постройкой суперсовременных офисов международного масштаба появляется надежда, что с окончанием кризиса в город придут транснациональные компании и принесут с собой налоги, во много раз превосходящие стоимость проекта. Противникам "Охта-центра" такие объяснения кажутся несостоятельными. Они требуют, чтобы закон был выше "Газпрома".
Боль Охты и боль всего города ― это разрешение на высотную застройку. Нам никто не доказал, почему Питер должен превратиться в Нью-Йорк или Шанхай
"Концентрация высотных построек на территории всего лишь 12 кварталов Малой Охты приведет к ее полному уничтожению, ― говорит председатель общественной организации "Охтинская дуга" Татьяна Красавина. ― Высотные здания агрессивны по отношению к окружающим жилым постройкам. Транспортный коллапс нам обеспечен уже сейчас. Предварительного опережающего решения транспортных проблем мы от города не добились. Боль Охты и боль всего города ― это разрешение на высотную застройку. Нам никто не доказал, почему Питер должен превратиться в Нью-Йорк или Шанхай. Существуют другие образцы. Нам все время колют глаза упоминаниями об умирающей Венеции. Но почему-то все забывают о том, что существует Вена, существует Прага, существует Вашингтон. Это шикарные плоские города. Нам никто не объяснил экономический смысл этого чуда. Как известно, содержание высотки в два раза дороже, чем содержание невысокого здания. Нам никто не объяснил, почему нужно поступиться историческим обликом города и во имя каких целей? Мы этого не поняли. Кроме того, что "Газпром" хочет соорудить собственный символ на территории Охты, никаких веских аргументов мы не видим".
Почему так важно отменить последние слушания по "Охта-центру"? "Это, в первую очередь, попытка защитить права и интересы петербуржцев, потому что, я уверен, многие испытали просто шок, узнав о времени общественных слушаний ― 1 сентября в 9 часов утра, ― объясняет директор Центра экологических экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. ― Иначе как издевательством это назвать невозможно. Когда слушания назначаются скоропалительно, с какими-то минимальными сроками и подтасовками, нарушается право граждан получать информацию, обсуждать ее и реально участвовать в принятии градостроительных решений. Отменить эти слушания сейчас становится абсолютно необходимо. Хотя бы потому, что 11 сентября уже опубликовано заключение, совершенно хамское и неуважительное по отношению к петербуржцам и всем прочим. Все содержательные аргументы и возражения чохом занесены в раздел "не подлежащие рассмотрению, отклоненные". А все славословие занесено в раздел "может быть принято к рассмотрению". Количество нарушений закона и здравого смысла во всей этой истории уже зашкаливает".
К таковым Александр Карпов относит, частности, историю с экспертизой с вертолета, призванной показать, с каких точек в центре города будет виден газпромовский небоскреб. "В наш век компьютерного моделирования пытаться это все сымитировать с помощью вертолета смешно, ― говорит эксперт. ― Часть этих фотографий просто ложная. Но самое главное ― там очень мало точек. В правилах землепользования использовалось 135 точек, а здесь только 22".
Есть и другие экспертизы, показывающие, что башня будет видна из ключевых точек города. И это известно Комитету по градостроительству и архитектуре. "КГА говорит, что здание будет вторгаться в панораму, например, от Петропавловки его будет очень хорошо видно ― в главном городском пространстве, ― напоминает Александр Карпов. ― Оно изменит архитектурный облик площади Растрелли. Все это признается. Но дальше КГА просто прячет голову в песок и говорит: мы не можем сказать, хорошо это или плохо, это должен оценивать Градостроительный совет. Хотя Градостроительный совет таких полномочий не имеет".
К сожалению, ни от КГА, ни от Комитета по государственному использованию и охране памятников комментариев на этот счет получить не удалось из-за отсутствия на месте руководства. В четверг городская Комиссия по землепользованию и землеустройству должна рассмотреть результаты слушаний, прошедших 1 сентября.
"Я не питаю ни малейших иллюзий насчет того, чем все это закончится, ― скептичен сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры Александр Марголис. ― Другое дело, что решение пойти навстречу заявителю и утвердить высоту в 403 метра будет абсолютно противозаконным. Разумеется, его надо будет оспаривать в суде, что уже и готовится".
Еще один важный момент ― это попытки прекращения археологических раскопок на месте будущего "Охта-центра". Там обнаружена целая серия ценнейших памятников. Это и крупнейшая на северо-западе Европы неолитическая стоянка, и древние новгородские поселения, и средневековые крепости, и шведский город Ландскрона XVII века, и, наконец, многовековой некрополь. Александр Марголис и Александр Карпов считают, что городские власти и "Газпром" сейчас начинают идти напролом, откровенно не считаясь с законом, а значит, ставят себя в уязвимую позицию. Так что, если 400-метровая башня будет одобрена, это решение тут же будет с весомыми аргументами оспорено в суде.
Противники башни уверены также в том, что скандальная заявка "Газпрома" на строительство здания сверхнормативной высоты, будучи одобренной, послужит примером для удовлетворения подобных заявок по всей России. Так что защитники Петербурга считают, что спасая северную столицу, они помогают и другим российским городам сохранить свой исторический облик.