Большой театр утратил святость

Реконструкция Большого театра вызвала много вопросов

Следователи московского управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации возбудили уголовное дело по факту необоснованно израсходованных средств, выделенных на реконструкцию Большого театра.

В ходе проверки Счетной палатой федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" было установлено, что стоимость реконструкции Большого театра с 2003 года увеличилась во много раз. Представители администрации Большого театра заявили журналистам, что руководство театра не может отвечать за распределение выделенных из государственного бюджета средств, так как они направлялись непосредственно в Дирекцию по строительству, реконструкции и реставрации. Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин в интервью Радио Свобода сообщил обстоятельства возбуждения дела:

- Следственными органами Следственного комитета при прокуратуре России по городу Москве по факту необоснованного израсходования денежных средств, выделенных на реставрацию Большого театра России, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью первой статьи 258-й Уголовного кодекса Российской Федерации - злоупотребление должностными полномочиями. Данный факт нарушения законодательства был выявлен в ходе проверки Счетной палатой Российской Федерации в федеральном государственном учреждении "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации". Установлено, что в августе 2003 года между дирекцией и закрытым акционерным обществом "Курортпроект" был заключен контракт на проектирование второй очереди реставрации и реконструкции комплекса зданий Государственного Академического Большого Театра России на сумму 98 миллионов 48 тысяч рублей. Согласно дополнительным соглашениям контракта, эта сумма составила около 164 миллионов. Однако одна и та же работа была оплачена фактически трижды. В итоге дирекцией в период с 2003 по 2009 годы вместо установленной контрактом суммы было перечислено на счет закрытого акционерного общества "Курортпроект" более 958 миллионов рублей.

Рустам Рахматуллин, координатор движения "Архнадзор", полагает, что реконструкция Большого театра вообще противозаконна:
Реконструкция - понятие, запрещенное законом применительно к памятникам истории и культуры. В Большом театре происходила и происходит именно реконструкция, то есть превышение того объема работ, который допустим, когда речь идет о памятнике

- Реконструкция - понятие, запрещенное законом применительно к памятникам истории и культуры. В Большом театре происходила и происходит именно реконструкция, то есть превышение того объема работ, который допустим, когда речь идет о памятнике. Приспособление памятника к функции, а по закону именно так: "приспособление памятника" - это работы, которые позволяют ему функционировать как памятнику. Здесь есть коренное противоречие с тем, что происходит. Поскольку нынешняя реконструкция Большого театра направлена на приспособление памятника к нуждам современного театра. Да, функция остается прежней, но современный театр - это совсем не то, чем был Большой когда-то.

Было абсолютно понятно, что это новая начинка, новые функции, которые не умещаются в старый Большой театр. Ну, не умещается, как говорит мой коллега по "Архнадзору" Константин Михайлов, современный автомобильный двигатель от БМВ в "Запорожец". Вот попытка уместить одно в другое привела к тому, что мы сейчас и наблюдаем. Здесь даже есть прямое разрушение, прямые физические утраты материи, тела памятника. Как и во всех подобных случаях, альтернативой должно было бы быть строительство другой сцены где-то рядом, и она была построена. Но она понималась как временная, как площадка эвакуации. Может быть, в этом и заключается ошибка. Что касается растрат и уголовного дела, то здесь мы пока просто внимательно изучаем заявление Следственного комитета, но почему-то оно нас не удивляет. Потому что строительство в таких размерах, с такими субсидиями, увы, в нашей несчастной стране очень часто граничит с воровством, - заключает Рустам Рахматуллин.

Юрий Болдырев, писатель, публицист, в 1995-2000 годах заместитель председателя Счетной палаты России, также по просьбе Радио Свобода прокомментировал ситуацию:

- Почти десять лет назад мы выявили очень многое, в том числе и аналогичное - многократную оплату одних и тех же работ - в Государственном Эрмитаже. Тогда нашлись сильные защитники, которые тут же закричали: "Руки прочь от Эрмитажа". По этой логике сейчас надо закричать: "Руки прочь от Большого театра", от великого искусства, от русского балета и так далее. Если же всерьез, то политический режим за десять лет не изменился. И ключевые фигуры режима за десять лет не изменились. Экономическая система, которую можно охарактеризовать как так называемую откатную экономику, в которой главное - не публичная рентабельность, а масштаб отката (основное, к чему все стремятся), ведь не изменилась. Недавно в Мексике проводилась конференция на уровне правительств по обузданию офшорного бандитизма. Так вот, российское правительство на эту конференцию вообще никого не направило. То есть российская власть, видимо, исходит из того, что прятать все концы реальных сделок и реальных прибылей в офшорах - это норма. Но если это норма, то все начинают понимать, что, значит, можно всё. Почему вдруг периодически хватают из стаи каких-то мелких рыбок? И не трогают всю остальную офшорно-откатную экономику? Это, конечно, большой вопрос. У меня на этот вопрос ответа нет.

Если можно во всей экономике творить что угодно, то и самое святое, включая Эрмитаж, Большой театр и так далее, не может оказаться святым. Это, к сожалению, абсолютно безусловно.

Что касается схемы, по которой действуют в таких случаях преступники, Юрий Болдырев считает, что они не могут это делать самостоятельно.

- Они действуют с высшей санкции и, как правило, делятся, - говорит Юрий Болдырев. - На каком уровне в данном случае это было, мне сказать трудно. За всё, что мы выявили тогда в Эрмитаже, никто не был наказан, все остались при постах. А все, что происходило в Эрмитаже, происходило, в том числе, по разрешительным письмам правительства, министерства культуры и так далее. Насколько я понимаю, стройку в Большом театре курировало тоже министерство культуры.

Министерство культуры России со своей стороны заявило, что намерено всячески содействовать Следственному комитету в расследовании дела, связанного с реконструкцией Большого театра. Как сообщил агентству "Интерфакс" министр культуры Александр Авдеев, речь идет об оценке действий бывшего руководства "Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Большого театра", которое было уволено в конце 2008 года по итогам проверок, проведенных по просьбе Минкультуры. По словам министра, сейчас стройка уже вышла из кризисной ситуации и набрала темп.