Питтсбург: антиглобалистам не беспокоиться

Саммит в Питтсбурге Барак Обама может записать в свой актив: большинство его предложений было принято

Итоги совещания "большой двадцатки" в Питтсбурге предстоит анализировать более детально, однако какие-то результаты саммита уже очевидны. Например, по инициативе президента США Барака Обамы "большая двадцатка" отныне берёт на себя роль постоянного совета по вопросам глобального экономического сотрудничества, а "большая восьмёрка" – группа из восьми промышленно развитых государств - будет существовать, но сконцентрируется на неэкономических проблемах, в частности, на проблемах национальной безопасности. Уровень "большой двадцатки" поднимается с совещания министров финансов и директоров центральных банков до уровня глав правительств.

Политические наблюдатели отмечают также, что атмосфера совещания в Питтсбурге отличалась от атмосферы недавних совещаний "двадцатки" в Англии и "восьмёрки" в Италии. На этот раз дебаты проходили не в такой напряжённой обстановке, ибо в мире наметилось ослабление кризиса.
На совещании в Питтсбурге был достигнут прогресс по предложению президента Обамы отказаться от государственного субсидирования добычи ископаемых энергоносителей

Как заявил министр финансов США, участники совещания, в общем, достигли консенсуса по предложению об ограничении компенсаций менеджерам банков и инвестиционных компаний за рискованные финансовые операции. Хотя каждая страна будет устанавливать собственные стандарты этих ограничений, наблюдать за процессом будет международный Совет по финансовой стабильности, в который войдут директора Центральных банков и министры финансов стран - участниц "двадцатки". На совещании европейские страны настаивали на более жестком ограничении компенсаций, чем США. В этом вопросе добиться полного единства было трудно. США выступали за ограничения, но были против указания конкретных цифр. Американская позиция: цифры должны быть продиктованы реальными успехами и реальным состоянием финансовых компаний и банков. В этом споре США одержали верх.

На совещании в Питтсбурге был достигнут прогресс по предложению президента Обамы отказаться от государственного субсидирования добычи ископаемых энергоносителей – нефти, угля и газа, использование которых вносит немалый вклад в глобальное потепление.

Президент США и премьер-министр Великобритании призвали страны не спешить с повышением банковской ставки и с отказом от пакетов стимулирования разных секторов экономики, поскольку мир ещё не вышел из рецессии.

США обратились с предложением к странам-экспортёрам - Китаю, Индии и Бразилии – активнее стимулировать внутреннее потребление, что приведёт к большему балансу с импортирующими государствами. Пока же США и Европа пытаются с помощью экономии средств остановить рост дефицита в торговле с этими странами.

США поддержали требование Индии, Бразилии и особенно Китая предоставить им большую роль в Совете Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка. Европа сопротивлялась, поскольку в этом случае уменьшится её влияние. Здесь удалось достигнуть согласия, и теперь соотношение голосов развитых и развивающихся государств будет равным: 50 на 50.

Не удалось достигнуть согласия по такой важной проблеме, как степень международного контроля над финансовыми рынками.

Опять же, в отличие от Лондона, в Питтсбурге антиглобалисты не смогли устроить крупномасштабные беспорядки. Силы правопорядка хорошо подготовлись и разгоняли протестующих, не имевших официального разрешения на проведение демонстраций вблизи центра Лоуренса, где проходил саммит. Демонстранты, в основном, в чёрных одеждах, пытались прорваться к центру, неся плакаты, осуждающие капитализм. Всего участников было несколько сотен, а не тысяч, как они расчитывали. Полиция разгоняла их слезоточивым газом и резиновыми пулями. Около двух десятков человек было арестовано за то, что они бросали камни и били стёкла. Лидеры демонстрантов обвинили США в нарушении таких демократических принципов, как свобода слова и собраний.

В целом совещание в Питтсбурге расценивается Белым домом как крупная победа председателя саммита президента Обамы, потому что большинство его предложений было принято.