Американский режиссер-документалист Майкл Мур, известный прежде всего своей работой "9/11 по Фаренгейту", создал новую актуальную работу, - это его отклик на всемирный финансовый кризис. Доступными ему художественными методами Мур пытается доказать популярный в определенных кругах тезис о неминуемом крахе капитализма.
55-летний кинорежиссер Майкл Мур знает, как выбирать темы. По мнению многих, его предыдущая лента 2007 года – "Здравоизвращение", критикующая нынешнюю американскую систему медицинского страхования - фактически дала старт нынешним дебатам о реформе этой системы.
В фильме 2004 года – "9/11 по Фаренгейту" - Мур критиковал и обвинял президента США Джорджа Буша-младшего. Нынешняя работа называется "Капитализм: История любви". Она является попыткой исследования природы экономического кризиса, начавшегося в позапрошлом году. Этот повод, по словам критиков, дал возможность Муру излить многое из неограниченного запаса негодования, которое он испытывает по отношению к рыночной системе, вышедшей, по его мнению, из-под контроля. Об аморальности и античеловечности этой системы у него говорит священник. Издевка – постоянный режиссерский прием Мура. В одном из эпизодов, он подъезжает в инкассаторской машине к банку на Уолл-Стрит и требует от ошеломленного охранника, чтобы ему вернули народные деньги, выданные на спасение финансовой системы:
- Мы пришли, чтобы вернуть деньги американскому народу... Складывайте сюда, пожалуйста. У меня есть дополнительные мешки. Все десять миллиардов долларов, видимо, сюда не войдут. Но мы хотим, чтобы нам вернули наши деньги.
Среди осуждаемых им проявлений капиталистической системы Майкл Мур выделяет "ментальность азартных игроков", присущую, на его взгляд, людям с Уолл-Стрит, перевод некоторых американских тюрем на коммерческую основу, связи финансовой компании Goldman Sachs с политиками в Вашингтоне, обнищание пилотов гражданской авиации, бум банкротств домовладельцев, а также последствия неудержимой алчности. По мнению Мура, глобальная рецессия подписала смертный приговор капитализму:
- Капитализм в прошлом году сам доказал, что обречен на провал. Его основополагающие принципы, такие как свободный рынок, свобода предпринимательства, состязательность – просто рассыпались в прах. Как только все эти финансовые и страховые компании потеряли по сути наши с вами деньги, они побежали к федеральному правительству за финансовой поддержкой – ни дать ни взять, обращение за пособием по безработице, чистой воды социализм.
На мой взгляд, базовый принцип капитализма – "пан или пропал". И те, кто достоин выжить, – выживают. Ошибающиеся – идут ко дну. Что случилось у нас? Те, кто виноват в крахе системы, получили поддержку от правительства. Американцы в ужасе от того, что мы увидели: ребята с Уолл-Стрит создали виртуальное казино, в котором крутились наши пенсионные фонды. Затем пошли в ход страховые полисы и кредитно-дефолтные ценные бумаги.
В противовес нынешней реальности Мур предлагает мечту президента Рузвельта, выдвинувшего в 1944 году идею принятия Второго билля о правах, который, в частности, гарантировал бы каждому американцу хорошую работу, приличный дом и уверенность, что его не уволят.
Американская критика дает новому фильму Майкла Мура неоднозначную оценку. Обозреватель журнала New York Magazine Дэвид Эделстин называет эту ленту "кинематографическим цирком", "дезориентирующим" и "беззастенчиво односторонним":
- Я бы не назвал эту ленту документальной. Это язвительный комический монолог, обильно приправленный пафосом. Мур использует назидательный тон, заимствованный из кинодокументалистики 50-х годов. Дескать, "вот так, ребятки, на самом деле работает наше общество". Многие терпеть не могут такой покровительственный тон. По содержанию лента имеет широкий охват, но глубины в ней почти нет. Он начинает продажей с молотка домов обанкротившихся домовладельцев, попутно слегка затронув хищническую систему кредитования. Он проводит параллель между падением римской империи и нынешним мировым доминированием США. Он пытается сравнить курс Рональда Рейгана и его сторонников в корпорациях на ослабление регулирования с государственным переворотом.
Кинокритик из Los Angeles Times Кеннет Турэн отдает должное комизму Майкла Мура:
- Широкий тематический замах Мура выглядит намного интереснее, чем сконцентрированность иных режиссеров. Он замечательно демонстрирует свою любовь к фиглярству. Он опоясывает Уолл-Стрит желтой полицейской лентой, используемой на месте преступления. Он подъезжает на бронированном автомобиле к штаб-квартире финансово-страховой корпорации AIG и требует, чтобы она вернула федеральные субсидии, выданные на ее спасение. Главный посыл Мура, который он неистово отстаивает, – это то, что капитализм является схемой получения прибыли буквально из всего. По его словам, эта система привила американскому обществу культуру, в соответствии с которой единственной ценностью являются деньги.
Основатель леволиберального онлайн-ресурса Huffington Post Арианна Хаффингтон считает новую работу Майкла Мура в целом справедливой и реалистичной лентой. И все же она не согласна с основным утверждением автора о том, что капитализм – это зло. "То, что мы имеем сейчас – это не капитализм", пишет Хаффингтон. Она советует обязательно посмотреть фильм президенту Бараку Обаме и каждому американцу.
Фильм "Капитализм: История любви" уже был представлен в этом месяце на кинофестивалях в Венеции, Торонто и Нью-Йорке. Всеамериканская премьера фильма состоится 2 октября.
55-летний кинорежиссер Майкл Мур знает, как выбирать темы. По мнению многих, его предыдущая лента 2007 года – "Здравоизвращение", критикующая нынешнюю американскую систему медицинского страхования - фактически дала старт нынешним дебатам о реформе этой системы.
В фильме 2004 года – "9/11 по Фаренгейту" - Мур критиковал и обвинял президента США Джорджа Буша-младшего. Нынешняя работа называется "Капитализм: История любви". Она является попыткой исследования природы экономического кризиса, начавшегося в позапрошлом году. Этот повод, по словам критиков, дал возможность Муру излить многое из неограниченного запаса негодования, которое он испытывает по отношению к рыночной системе, вышедшей, по его мнению, из-под контроля. Об аморальности и античеловечности этой системы у него говорит священник. Издевка – постоянный режиссерский прием Мура. В одном из эпизодов, он подъезжает в инкассаторской машине к банку на Уолл-Стрит и требует от ошеломленного охранника, чтобы ему вернули народные деньги, выданные на спасение финансовой системы:
- Мы пришли, чтобы вернуть деньги американскому народу... Складывайте сюда, пожалуйста. У меня есть дополнительные мешки. Все десять миллиардов долларов, видимо, сюда не войдут. Но мы хотим, чтобы нам вернули наши деньги.
Капитализм в прошлом году сам доказал, что обречен на провал. Его основополагающие принципы, такие как свободный рынок, свобода предпринимательства, состязательность – просто рассыпались в прах
Среди осуждаемых им проявлений капиталистической системы Майкл Мур выделяет "ментальность азартных игроков", присущую, на его взгляд, людям с Уолл-Стрит, перевод некоторых американских тюрем на коммерческую основу, связи финансовой компании Goldman Sachs с политиками в Вашингтоне, обнищание пилотов гражданской авиации, бум банкротств домовладельцев, а также последствия неудержимой алчности. По мнению Мура, глобальная рецессия подписала смертный приговор капитализму:
- Капитализм в прошлом году сам доказал, что обречен на провал. Его основополагающие принципы, такие как свободный рынок, свобода предпринимательства, состязательность – просто рассыпались в прах. Как только все эти финансовые и страховые компании потеряли по сути наши с вами деньги, они побежали к федеральному правительству за финансовой поддержкой – ни дать ни взять, обращение за пособием по безработице, чистой воды социализм.
На мой взгляд, базовый принцип капитализма – "пан или пропал". И те, кто достоин выжить, – выживают. Ошибающиеся – идут ко дну. Что случилось у нас? Те, кто виноват в крахе системы, получили поддержку от правительства. Американцы в ужасе от того, что мы увидели: ребята с Уолл-Стрит создали виртуальное казино, в котором крутились наши пенсионные фонды. Затем пошли в ход страховые полисы и кредитно-дефолтные ценные бумаги.
В противовес нынешней реальности Мур предлагает мечту президента Рузвельта, выдвинувшего в 1944 году идею принятия Второго билля о правах, который, в частности, гарантировал бы каждому американцу хорошую работу, приличный дом и уверенность, что его не уволят.
Американская критика дает новому фильму Майкла Мура неоднозначную оценку. Обозреватель журнала New York Magazine Дэвид Эделстин называет эту ленту "кинематографическим цирком", "дезориентирующим" и "беззастенчиво односторонним":
Главный посыл Мура, который он неистово отстаивает, – это то, что капитализм является схемой получения прибыли буквально из всего
- Я бы не назвал эту ленту документальной. Это язвительный комический монолог, обильно приправленный пафосом. Мур использует назидательный тон, заимствованный из кинодокументалистики 50-х годов. Дескать, "вот так, ребятки, на самом деле работает наше общество". Многие терпеть не могут такой покровительственный тон. По содержанию лента имеет широкий охват, но глубины в ней почти нет. Он начинает продажей с молотка домов обанкротившихся домовладельцев, попутно слегка затронув хищническую систему кредитования. Он проводит параллель между падением римской империи и нынешним мировым доминированием США. Он пытается сравнить курс Рональда Рейгана и его сторонников в корпорациях на ослабление регулирования с государственным переворотом.
Кинокритик из Los Angeles Times Кеннет Турэн отдает должное комизму Майкла Мура:
- Широкий тематический замах Мура выглядит намного интереснее, чем сконцентрированность иных режиссеров. Он замечательно демонстрирует свою любовь к фиглярству. Он опоясывает Уолл-Стрит желтой полицейской лентой, используемой на месте преступления. Он подъезжает на бронированном автомобиле к штаб-квартире финансово-страховой корпорации AIG и требует, чтобы она вернула федеральные субсидии, выданные на ее спасение. Главный посыл Мура, который он неистово отстаивает, – это то, что капитализм является схемой получения прибыли буквально из всего. По его словам, эта система привила американскому обществу культуру, в соответствии с которой единственной ценностью являются деньги.
Основатель леволиберального онлайн-ресурса Huffington Post Арианна Хаффингтон считает новую работу Майкла Мура в целом справедливой и реалистичной лентой. И все же она не согласна с основным утверждением автора о том, что капитализм – это зло. "То, что мы имеем сейчас – это не капитализм", пишет Хаффингтон. Она советует обязательно посмотреть фильм президенту Бараку Обаме и каждому американцу.
Фильм "Капитализм: История любви" уже был представлен в этом месяце на кинофестивалях в Венеции, Торонто и Нью-Йорке. Всеамериканская премьера фильма состоится 2 октября.