Трагическая судьба пианиста Бада Пауэла: блестящий дебют, психиатрические больницы, электрошоковая терапия, взлеты и падения

Ударник Макс Роуч и трубач Майлз Дейвис долгое время считали, что пианистом для комбо Чарли Паркера должен быть Бад Пауэл, а не Дюк Джордан. Но оба знали, что на Бада практически невозможно положиться. Бад играл как бог, но с детства страдал не то что бы излишней нервностью, но вполне конкретными психическими перехлестами. Тем, что врачи называют «психическими расстройствами».
До определенного момента Бад держался в берегах. Но однажды вместе с бандой приятелей из Бронкса, про которых он говорил, что ради него они «превратят в фарш любого обидчика», он отправился в гАрлемский клуб «Сэвой», как всегда одетый во все черное и без цента в кармане. Вышибала, который знал Бада и его компашку, мирно пояснил, что на дармовщину он его в клуб не пустит. Но Бад, который не сомневался в том, что он в свои 20 лет был лучшим пианистом джаза во всех Штатах, сделал вид, что на месте вышибалы – пустое место. И вышибала сделал то, за что ему платили: он проломил голову Баду ручкой револьвера и вызывал скорую…
Вряд ли стоит сомневаться: вы слушаете «Время джаза» на частотах Свободы» или с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС….

Bouncing With Bud

ДС: - Bouncing With Bud, «Прыгая, скача, с Бадом», одна из самых известных композиций Бада Пауэла, он же за роялем. NHO Педерсен играл на контрабасе и Вильям Шопффе – на ударных. Запись сделана в Копенгагене 26 апреля 62 года.
Пауэлов в джазе тьма: тромбонист Бенни Пауэл; саксофонист Джесс Пауэл; младший брат Бада, так же пианист, Риччи Пауэл; кларнетист Руди Пауэл; саксофонист и флейтист Сэлдон Пауэл; ударник – Гордон Пауэл…
Но по-настоящему уникален лишь сам Бад…
Его полное имя Ёрл рУдолф Пауэл. Он родился в Нью-Йорке 27 сентября 24 года. И его дед, и его отец были музыкантами. Дед был гитаристом и играл в жанре фламенко. Отец был пианистом стиля «страйд». Младший брат Риччи погиб вместе с трубачом Клиффордом Брауном в автомобильной аварии дождливой июньской ночью 56 года. За рулем была жена Риччи Нэнси. Брауну, последователю Фатса Наварро и единственному сопернику Майлза Дейвиса было 26 лет; Риччи Пауэлу – 25.
Бад уселся за пианино в шесть лет, довольно быстро освоил азы и к десяти играл Баха, Бетховена, Шопена и Листа. В пятнадцать лет он бросил школу. В пятнадцать же – он уже играл в колыбели би-бопа, в нью-йоркском клубе Minton’s, где познакомился с Теллониусом Монком, который незамедлительно взял молодого и взрывоопасного пианиста под свое крыло. Стиль Монка, его способность экономить ноты, феноменальная работа его левой руки, его гармонические построения – потрясли Бада. Но тут имеет смысл отметить, что до встречи с Монком Бад Пауэл уже прошел весьма достойную школу Билли Кайла и Арта Тейтума, освоил гармонические модуляции Тейтума в балладах.
В 20 лет Бад играл с трубачом Кути Уильямсом, в 22 с саксофонистом Декстером Гордоном, а в 23 с «Птицей» Паркером. К этому времени его собственный стиль начал принимать четкую форму. Если бы не текучесть его музыкальных линий, можно было бы сказать, что его стиль начал, наконец, затвердевать.

So Sorry Please

ДС: - «So Sorry Please», «Ужасно виноват!», пьеска Бада Пауэла, записанная в январе 50 года в Нью-Йорке. Кёрли Рассел играл на контрабасе и Макс Роуч – на ударных…
Музыкальное признание, как коллег и так и публики, было лишь одной стороной бытия Бада Пауэла. Вторая была гораздо более сложней и, не преувеличивая, страшней. Он страдал от приступов тяжелой депрессии и психиатры установили, что депрессия лишь побочный эффект шизофрении. Между 45 и 55 годом Бад Пауэл регулярно попадал в психиатрические больницы. Сорок шестой год он почти целиком провел в госпитале и был отпущен врачами лишь после серии электрошоков. Коллеги-музыканты считали, что «настоящий» Бад Пауэл после лечения электрошоковой терапией – исчез. Майлз писал, что если «на «Птицу» Паркера, на его гений электрошоковая терапия не подействовала, Бада она – прибила».
Женя Гимер спрашивает, кто играл на баритон-саксофоне на прошлой неделе в пьеске Фатса Наварро Everything Cool. Короткое соло после тенора Мориса Лейна играл человек с фамилией из Марселя Пруста - Эд де Вертойль. Скажу честно, его нет ни в одной из джазовых энциклопедий, а в Сети его имя попадается лишь в связи с этой записью Фатса Наварро.
Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на разновеликих частотах «Свободы» и с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Какое-то время Бад Пауэл все еще продолжал играть в комбо Паркера в нью-йоркском клубе «Бёрдленд».
Было это уже после того, как мамаша Бада упекла его в 46 году в психушку, где его подвергли Э.С.Т. – «электросудорожной терапии», как это называется.
Автором этого метода является австрийский психиатр венгерских кровей Ладиславус фон Медуна. Он считал, что существует биологический антагонизм между эпилепсией и шизофренией, и использовал судорожную терапию с помощью инъекций камфары и кардиазола. В весьма знаменательном для Австрии 1937 году он опубликовал исследование «Судорожная терапия шизофрении»; и в том же году в стране союзников, Италии, его коллеги Бини и Черлетти предложили альтернативный способ вызывания судорог: электричество.
Через год Черлетти представил Римской Академии медицины результаты лечения с помощью ЭСТ первого пациента, которому он пустил по полушариям 100 вольт. Потеря памяти была и остается главным побочным эффектом Э.С.Т..
Сколько сеансов закатили бедному гАрлемскому пианисту … неизвестно. Однако хорошо известно, что до стовольтной терапии Бад Пауэл не пил и не кололся. Теперь же он добавил к одному безумию – второе. Это было еще одной катастрофой потому что, по словам Майлза, ему хватало бутылки пива, чтобы опьянеть вдребезги.

Blues for Bessie

ДС: - Blues for Bessie, «Блюз для Бэсси» Бада Пауэла. Уже «подлеченный» Пауэл – рояль; Джордж Дювивье – контрабас и Арт Тэйлор – ударные. 5 октября 56 года, Нью-Йорк.
В книге Росса Рассела «Птица Жив!» есть чудовищная сцена: вечер в «Бёрдленд», тьма приглашенных, Паркер как всегда опаздывает, на этот раз «всего лишь» на полчаса. На сцене Кенни Дорхэм – труба; Чарльз Мингус – контрабас; Арт Блейки – за ударной установкой. И - пьяный Бад Пауэл. Так как Паркер, едва увидев в каком состоянии Пауэл, ушел за кулисы, Дорхэм, Блейки и Мингус сделали знак Баду начать играть.
Бад практически лег на фортепьяно и начал неразборчиво выбивать на клавишах Little Willie Leaps… Мелодию невозможно было узнать, но завсегдатаи «Бёрдленд» были знатоками не только стандартов, но и нестандартных ситуаций. Они следили за тем, ЧТО ЖЕ БУДЕТ…
Дорхэм, Блейки и Мингус были не в состоянии подстроиться к пианисту. Паркер оставался за кулисами до второго отделения. Он появился сильно анестезированный дюжиной стаканчиков виски и объявил тему – «Галлюцинация».
Комбо сыграло первые такты. Все, кроме Бада Пауэла, который продолжал выковыривать из клавиш Little Willie Leaps.
«Птица» не выдержал и крикнул Баду: - Давай же, парень!
Бад повернулся на табурете к Паркеру и, в свою очередь, проорал:
- В каком ключе, дерьмо собачье? Началась дикая перебранка. Бад разбил клавиши ударом локтя и, шатаясь, ушел со сцены…

Cheryl

ДС: - Cheryl, 8 мая 47 года, менее скандальная сешн оркестра Паркера: Майлз Дейвис – труба; Птица – альт-саксофон; Бад Пауэл – рояль; Томми Потер – контрабас и Макс Роуч – ударные.
В 1986 году французский кинорежиссер, великий знаток джаза, Бертран Тавернье, поставил фильм «Autour de minuit», «Вокруг полночи», главную роль Дейла Тёрнера, играл американский саксофонист Декстер Гордон.
В персонаже Дейла Тёрнера Тавернье объединил судьбу двух американских джазменов долгое время живших в Париже: саксофониста Лестера Янга и пианиста Бада Пауэла.
В каком-то смысле Декстеру было легко играть роль Пауэла – он и сам с ним играл и записывался…. Ну А лестер был его богом.
После краткой сводки последних известий – Декстер Гордон и Бад Пауэл, легендарный диск Наш Человек в Париже

Увы, многие из вас продолжают писать о том, что не могут найти колонку комментариев на сайте «Свободы». Вот адрес текста последней программы «Времени Джаза». http://www.svobodanews.ru/content/transcript/1825985.html
Поправка на дату делается еженедельно. До вечера в воскресенье на сайте висит лишь анонс, но как только программа выходит в эфир, появляется текст. В понедельник к рубрике текста прикрепляется звук прямого прослушивания или подкаста. Колонка комментариев – в конце текста… Позже, чтобы найти текст, нужно открыть рубрику «Радиопрограммы», отыскать «Время Джаза» и щелкнуть по последней передаче. Появится текст и окно комментариев.
…Волны «Свободы» и ваш ДС.
Вот обещанная пьеска:

Like Someone In Love

ДС: - Like Someone In Love, «Как кто-то влюбленный», Джимми ван Хьюсена и Джонни Бёрке. 23 мая 63 года; студия звукозаписи «Коламбия», Нью-Йорк – запись однако сделана Френсисом Вулфом для «Блю Ноут».
Диск Декстера Гордона «Наш Человек в Париже». Бад Пауэлл – рояль; Пьер Мишло – контрабас и Кенни Кларк – ударные.
Само собой, вы спросите, а где же сам Гордон? Вышел покурить? Именно. Он настолько зажимал Пауэла в остальных шести пьесках, что решил одарить его последней композицией. Вот как на самом деле звучит их квартет:

Stairway To The Stars

ДС: - Stairway To The Stars, «Лестница к звездам», Синьорели и Париша. Та же ритм-группа плюс широкий и щедро наполненный звук тенор-саксофона Декстера Гордона.
В одиночку или с друзьями, дома у камелька или же в дороге, серьезно или вполуха, вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы» и, что лучше и чище, с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона ваш – ДС
Кумиром Декстера Гордона был саксофонист Лестер Янг (о нем чуть позже). С Янгом приключилась практически та же самая история, что и с «Птицей» Паркером. Он отмечал тридцатилетие своей творческой карьеры в клубе «Бёрдленд», когда Бад Пауэл незаметно подменил его пианиста Нэта Пирса. Сам Янг после перенесенного инфаркта практически не играл и совершенно завязал со спиртным.
Нэт Пирс вспоминал: «Мы были на самой середине Jeepers Creepers», когда кто-то положил мне руки на плечи и тихо сказал – «Я Бад Пауэл, дай я доиграю». Пирс, зная, что если он откажет Пауэлу, разразиться скандал, уступил ему место.
Сам же Лестер, не заметив подмены, продолжал играть и подобрался к бриджу, к средней модулирующей части пьесы. Конечно же Пауэл не знал этого перехода и продолжал играть нечто, звучавшее весьма странно. Лестер Янг повернулся, увидел Бада на моем месте, - вспоминает Пирс, - и какое-то время все еще продолжал играть, но снова подойдя к бриджу, услышав пианистические судороги Бада, опустил сакс на сцену пошел прямо к бару, где заказал семь двойных порций коньяка «Эннесси».»
Позже Лестер спросил Пирса: - Ты доволен своей работой? – Конечно, -ответил пианист. – Тогда объясни мне, почему какой-то тип поднимается на сцену и садится играть, в то время как это я - объявляю тему, устанавливаю ритм и тональность… При чем здесь он?
Так как мир джаза недавно отметил столетие со дня рождения «Президента», кличка Лестера, вот небольшой аванс. Декстер с Бадом – подождут:

I didn't know what time it was

ДС: - I didn't know what time it was, « Я не знал, который был час». Бывают такие ситуации не связанные с часами, а с тем, что люди слегка теряют голову. Классика Роджерса и Харта.
Рой Элдридж – труба; Вик Дикенсон – тромбон; Лестер Янг – (лидер) тенор-саксофон; чудесный Тедди Уилсон – рояль; Фредди Грин – гитара; Джин Рейми – контрабас и Джоу Джоунс – ударные. 12 январь 56 года, Нью-Йорк… Диск «Гиганты джаза 56», что вполне справедливо.
А теперь архивная запись Декстера Гордона с Бадом Пауэлом 46 года:

Dexter Digs In

ДС: - Dexter Digs In, январь 46 года. Леонард Хокинс – труба, Декстер – тенор, Бад – рояль; Рассел – контрабас и Роуч – ударные. Отличная атмосфера, отличный темп. Времена живого, лишь на половину студийного, бопа.
Что сказать напоследок? Конечно, нам, нынешним, Бад той, лучшей, эпохи почти неизвестен.
Но, честно говоря, и после электрошоков, после запоев, после всяческой химии, он все же остался одним из лучших пианистов эпохи би-бопа. От этого – никуда ни деться…
Поэтому расстанемся на теме Теда Дэмрона HotHouse. Бад играет в Копенгагене с NHO Педерсеном на контрабасе и Вильямом Шопффе – на ударных. 62 год.

Hot House

ДС: - Hothouse, «Теплица». Трио Бада Пауэла в Копенгагене в европейский период творчества пианиста.
Вернувшись из Европы в Нью-Йорк осень 64 года, пройдя через административные перипетии (все же в Европе он скрывался от принудительного лечения), он был принят на ура джазменами, но вскоре окончательно растворился в уже фатальных (включая туберкулез) проблемах здоровья.
Такова, по диагонали, судьба пианиста, почти равного Монку, успевшего оставить нам внушительное музыкальное наследие.
Подкаст «Времени Джаза» ждет вас по адресу svobodanews.ru. Всех благ и до следующей недели. Оревуар, бай-бай!