ПАСЕ просит пустить ее в Абхазию и Южную Осетию

ПАСЕ хочет в Абхазию

Парламентская ассамблея Совета Европы 29 сентября вечером приняла резолюцию "Война между Грузией и Россией: год спустя". Авторы резолюции осуждают Россию, которая, по их мнению, отказывается разрешить наблюдателям ЕС доступ в Абхазию и Южную Осетию.

В среду заместитель директора Департамента информации и печати МИД РФ Игорь Лякин-Фролов так прокомментировал агентству РИА Новости этот документ: "Мы не против международного присутствия в регионе, но такое присутствие должно отвечать современным реалиям. А призыв ПАСЕ не соответствует этим реалиям, которые существуют в настоящее время в Южной Осетии и Абхазии".

По данному вопросу представитель МИДа посоветовал "напрямую обращаться к властям Южной Осетии и Абхазии".

Владимир Кара-Мурза: Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию "Война между Грузией и Россией: год спустя", которую подготовили докладчики мониторингового комитета ПАСЕ по Грузии Матиас Ерши и Люк ван дер Бранде. Главное требование осталось практически без изменений: Европа требует пустить наблюдателей к границам Абхазии и Южной Осетии. ПАСЕ также критикует вето, наложенное Россией на резолюцию Совета безопасности ООН, которая должна была продлить мандат миссии наблюдателей ООН в Абхазии. А ближе к вечеру независимая комиссия Евросоюза признала Грузию виновной в начале войны на Кавказе, но Москва, по ее мнению, спровоцировала конфликт, разместив в регионе большое количество своих войск. Комиссия пришла к выводу, сказал ее глава Хейди Тальявини, что нападение Грузии на Цхинвали было не изолированным эпизодом, а кульминацией роста напряженности в течение месяцев или даже годов военных столкновений и постоянно ухудшавшейся ситуации. Эксперты комиссии полагают, что за подобное развитие событий ответственность несут все стороны конфликта. Вместе с тем, как считает Тальявини, Россия допустила значительное количество нарушений международного права, в частности, российская сторона несет ответственность за непропорциональное использование силы во время конфликта. Новую резолюцию ПАСЕ по Абхазии и Южной Осетии и доклад независимой комиссии Евросоюза мы обсуждаем с заместителем директора Института стран СНГ, членом Совета по национальной стратегии Владимиром Жарихиным и активистом правозащитного общества "Мемориал" Александром Черкасовым. Как по-вашему, противоречат ли друг другу резолюция ПАСЕ, принятая накануне, и доклад независимой комиссии Евросоюза?

Владимир Жарихин: Нет, не противоречат. Но вы как-то избранные страницы из заключения европейской комиссии дали. То, что вы сказали, там присутствует. Но там еще присутствует прямое указание на то, что Грузия напала на Южную Осетию первой, напала на российских военнослужащих, ее действия противоречили полностью международному праву, там это тоже сказано.

Владимир Кара-Мурза: Удивило ли вас, что европейских наблюдателей Абхазия и Южная Осетия не пускают на свою сторону, а комиссию Хейди Тальявини пустили?
Мне кажется, здесь тоже надо найти компромиссные формулировки, потому что присутствие наблюдателей с двух сторон конфликта я тоже считаю абсолютно необходимым

Владимир Жарихин: Нет, не удивило. Дело в том, что комиссия Тальявини имела мандат на исследование ситуации и не ставился вопрос о статусе. То есть, ведь принципиально нет возражения против присутствия наблюдателей и от ООН, и от европейской комиссии, и от ОБСЕ. Проблема в статусе. Если это статус наблюдателей в Грузии, то эти страны не согласны, они считают себя независимыми. Надо сказать, что на самом деле такие проблемы, они решаются. Например, возьмем республику Северный Кипр, там только Турция признает эту республику, но, тем не менее, международные наблюдатели присутствуют, там нашли какие-то компромиссные формулировки. Мне кажется, здесь тоже надо найти компромиссные формулировки, потому что присутствие наблюдателей с двух сторон конфликта я тоже считаю абсолютно необходимым и, мне кажется, исключительно полезным для снижения напряженности между странами.

Владимир Кара-Мурза: Как по-вашему, противоречат ли друг другу эти принятые почти параллельно резолюция ПАСЕ по Абхазии и Южной Осетии и доклад независимой комиссии Евросоюза?

Александр Черкасов: Они отражают разные грани одной и той же реальности. Замечу, что мы еще год назад говорили о том, что Грузия начала подготовку к вводу войск в Южную Осетию еще за несколько дней до конфликта, что еще примерно шестого августа структуры спецслужб Грузии в Гори готовились к эвакуации, по-видимому, понимая лучше, чем в Тбилиси, возможные последствия этого, что в некоторых селах была проведена эвакуация и так далее. Но это не отменяет другое. Когда Россия вмешалась, она, кроме задач отражения нападения на своих военнослужащих, решила более широкие задачи, выходящие за рамки, так сказать, принуждения к миру, не защитила мирное население как в самой Южной Осетии, в анклавных селах, так и в так называемой буферной зоне, которая была оккупирована российскими войсками. Так что это разные стороны одной и той же реальности.

Владимир Кара-Мурза: Георгий Хаиндрава, бывший государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов, ныне один из лидеров оппозиции, не верит в реализацию Россией резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Георгий Хаиндрава: Я думаю, что без политического решения со стороны России это будет невозможно, на конфронтацию Европа не пойдет - это однозначно. Хотя, если принять во внимание опубликованный доклад комиссии по расследованию августовских событий, я думаю, что России очень серьезно надо думать над ситуацией, в которой она оказывается. Естественно, что может быть такая политика, что сила есть, ума не надо. Но я думаю, что в 21 веке особенно рассчитывать на такой подход к решению международных проблем не стоит.



Полный текст программы появится на сайте РС в ближайшее время.